…(А) теперь хвалу простую Про одну сложу реку: Голубую,
разливную, Многоводную Оку…
Часть одиннадцатая
15. Город Муром. Владимирская область
1. Городская Набережная Оки (фото из интерн.)
2. Городской Причал на Оке (фото из интерн.)
3. Плывём вниз по Оке.
4. Вантовый мост через Оку (фото из интерн.)
Мой Муром
Прости, что искренней строкою
Тебя я прежде обходил —
Я навсегда пленен тобою,
Старинный город над Окою.
Меня ты строго не суди…
С тобою я сроднился с детства.
Родную красоту твою
Я, как от всех напастей средство
И как бесценное наследство,
Своим детишкам отдаю.
Неумолимо дни несутся,
Но здесь, на окском берегу,
Еще бревенчатою Русью,
Как в заповедном захолустье,
Я надышаться не могу.
Среди твоих тенистых улиц,
Хранимый силою икон,
Я зачарованно любуюсь
И вновь восторженно волнуюсь,
Заслышав колокольный звон.
Традиций древних воплощенье —
Мой город в куполах церквей.
Моё высокое почтенье
За это сладкое волненье
Под сенью святости твоей.
Илья Данилов. 28 марта 2008г.
“Муром, Муром-городок, поглядишь, и весь-то с локоток, а старинушкой, матерью Русью, припахивает! На горе стоит, развернулся, вытянулся лентою. Красуется святыми храмами, золотыми маковками…”. Владимир Даль.
“Кто не видел Мурома с Оки, тот не видел русской красоты”. Максим Горький.
Нет-нет, с мнениями писателей мы познакомились позже, а посещение Мурома, одного из древнейших русских городов, города с тысячелетней историей, богатой и полноводной, как сама Ока, и входящего в “Золотое кольцо” России, было плановым, в июне 2022 года..
Преамбула
Вначале отметим, что к информации, полученной от экскурсоводов Мурома, с интересом углубимся в интернет-материал “История Мурома и Муромского края”, части 1 и 2:
(http://old.museum-murom.ru/istoriya-muroma-i-muromskogo-kraya)
(http://old.museum-murom.ru/istoriya-muroma-i-muromskogo-kraya-chast-2). Возможно что-то дополнительно к интересному нам откроется.
Здесь мы соединим это всё в одно целое.
— Есть предположение учёных, что название города происходит от финно-угорского племени “мурома“, о котором впервые упоминается в “Повести временных лет” в недатированной её части, но ещё до призвания варягов. В летописи сообщается о месте проживания муромы так: “А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой...”. Название племени происходило от слово “муром“, которое можно перевести, как “гора у воды” и означало “люди, живущие на возвышенности у воды”.
Как жаль, что “сакральный мир муромы не пережил периода славянской колонизации, остались только археологические памятники, вещи и очень краткие сведения в «Повести о водворении христианства в Муроме” – единственном источнике этнографических знаний об исчезнувшем народе». Но это было “удивительно быстрое и мирное слияние культур славян и муромы в период активной колонизации края и последующее «растворение» муромы, поскольку славяне для финнов не были опасными чужаками, и их расселение не было воспринято как завоевание”.
— А вот Владимир Иванович Даль всегда конкретен. Он считает, что название города происходит от слова “муромь” (муром) — это не что иное, как “полива, глазурь, стекловатая оболочка на гончарной посуде, на изразцах, из глёта и оловянного пепла“. К примеру, выбираем от учёного: Муром(ь) — глазурь.
(Горожане называют себя этнохоронимами муромцы и муромляне, конкурируя. За городом же их называют ещё и муромчанами).
1. О некоторых событиях истории
Муром – это третий по численности населения области город, свыше 350 тыс. чел., расположенный в 137 км от областного Владимира, на границе с Нижегородской областью.
Муром, как населённый пункт, впервые упоминается летописью наряду с Ростовом, Новгородом, Полоцком и Белоозером под 862 годом.
Славянское же господство на нижней Оке было закреплено в результате походов князя Святослава на Оку и Волгу в 965 году и Владимира Святославича на Волжскую Булгарию в 985 и 997 годах. Город возник среди скопления муромских поселков не позднее второй половины Х века как опорный пункт княжеской власти и объект притяжения древнерусских поселенцев.
Ну, вот, к городам с кремлями, которые мы в своих путешествиях проехали, добавился ещё один древний, Муром.
Первые укрепления племени мурома на месте будущего кремля к северу и северо-западу от него появились в VIII–IX веках. Деревянный же кремль, как оборонительное сооружение, был построен к Х веку на древнейшей части Мурома, Воеводской горе (теперь здесь поднимает над городом крест и меч Илья Муромец).
Кремль имел вид четырёхугольника длиной 552 сажени. С севера и юга территория кремля была отрезана от местности оврагами, с востока — крутым берегом Оки, а с запада Козьим болотом. Неотъемлемыми элементами стен крепости были ворота, башни и полубашни.
На внутренней территории располагались разные постройки, от церквей до жилых помещений. Был здесь и двор воеводы, а также тюрьма.
Роль Муромского кремля для обороны Древней Руси была важной, так как крепость эта до середины XVI в. была приграничной. В пору же, когда Иван Грозный взял Казань, надобность в крепости отпала, сначала он сильно обветшал, в начале XVIII века и вовсе сгорел. В царствовании Екатерины II город застраивался по генеральному плану, а кремль был окончательно разобран за ненадобностью.
В 1852 году на месте кремля был открыт Окский сад. (В наше время — это парк им. В.И. Ленина или, в народе — Окский парк).
Панорама Мурома в конце XVIII века («чертил частный пристав Курбанин»)
1 С.овременный герб города Мурома, официально утверждённый в 2004г.
2. Флаг города Мурома, утверэждённый в 2005г.
Муром уездным городом Владимирского наместнического стал в 1778 году. А исторический герб его Высочайше утверждён 16 (27) августа 1781 года императрицей Екатериной II (вместе с гербами других городов Владимирщины).
В верхней части гербов размещался герб Владимирский.
В описании нижней части герба Мурома гласило: “Въ голубомъ полҍ три крупитчатые калача, которыми сей городъ отмҍнно славится“.
Официально герб использовался до ноября 1917 года.
27 января 2004 года герб также официально был восстановлен как символ “округа Муром”.
Флаг города Мурома, утверждённый 28 июня 2005 года, представляет собой голубое полотнище с отношением длины полотнища к ширине 3:2, несущее изображение всё тех же фигур, что и на городском гербе, то есть, тех самых знаменитых муромских калачей..
Бытует легенда, будто популярность этой выпечки пошла от молодой императрицы Екатерины Второй, которая в 1767 году была в Муроме проездом и её угощали калачами. Они так понравились императрице, что через некоторое время появились на гербе города. (О калачах в работе далее).
А теперь мы, путешественники, шагнём в века двадцатый и двадцать первый. Но перед этим отметим ещё один важный момент из истории Мурома.
“Муромские оружейники были известны за пределами Руси. Из Мурома знаменитый русский пушкарь Андрей Чохов, отливший в 1586 году Царь-пушку”.
— Октябрьская революция и контрреволюционное восстание
12 ноября 1917 года состоялось заседание Муромского Совета, на котором было принято постановление о переходе всей власти в Муроме и уезде в руки Совета рабочих и солдатских депутатов. В этом тихом богомольном Муроме не было ни вооруженного восстания, ни активного сопротивления богатых людей, имевших заводы, магазины и другое имущество.
15 ноября Муромским Советом был создан Военно-революционный комитет (ВРК).
17 ноября фракция большевиков приняла решение об издании местной газеты «Известия Муромского Совета рабочих и солдатских депутатов».
25 – 27 ноября в Муроме проходили выборы в Всероссийское учредительное собрание.
Восстание началось вечером 8 июля 1918 года. В полночь белогвардейцы обезоружили караульную роту Красной Армии, никакого серьезного сопротивления восставшим оказано не было.
В ночь же с 8 на 9 июля Советская власть в Муроме была свергнута (но ненадолго!). Она без сопротивления была захвачена белобандитами полковника Сахарова и его помощника врача Григорьева, правой руки Б.В. Савинкова. ( Бонч-Бруевич, видя для себя опасность, уехал в Москву еще вечером 8 июля).
В ту же ночь с 8 на 9 июля исполняющий обязанности председателя Муромского Совета Андрей Иванович Ерлыкин отправил во Владимир телеграмму с просьбой о помощи, и она не заставила себя ждать. Уже к вечеру 9 июля к Мурому двинулись отряды красноармейцев из Владимира, Меленок, Коврова и Выксы. 10 июля восставшие покинули город и двинулись по направлению к Выксе. Их преследовал отряд красноармейцев из трехсот пятидесяти человек под руководством Ерлыкина. Двенадцать захваченных белогвардейцев были расстреляны в Выксе, еще двенадцать – спустя две недели, в Муроме. “В эту же ночь, – писал в своих воспоминаниях А. И. Ерлыкин, – в подвальной части дома Каратыгина (там находился Муромский Совет – примечание) мной и тов. Кирилловым А. они были расстреляны…”.
Никого из руководителей восстания захватить не удалось. Полковник Сахаров и врач Григорьев перебрались к чехословакам и к Колчаку.
— Великая Отечественная война
О начавшейся войне жители Мурома узнали спустя восемь часов после вторжения в страну войск фашистской Германии. В тот же день была объявлена мобилизация. В первые десять дней войны также и около семисот муромцев подали в военкомат заявления об отправке на фронт добровольцами. Многие из них были уверены, что через месяц-другой, разбив врага, они с победой вернутся домой.
Уже 29 июня уходил на фронт отряд добровольцев-политбойцов. В августе бюро райкома ВЛКСМ направило на фронт группу комсомольцев-добровольцев. Отряд спортсменов-лыжников Мурома прямо с московского парада в честь седьмого ноября отправился на оборону столицы…
Предприятия города в первые же дни войны стали выпускать военную продукцию. “Всё для фронта, всё для победы”. Ушедших на фронт мастеров заменили подростки, пенсионеры, домохозяйки…
Муромские заводы выпускали авиационную фанеру, фанеру для орудийных лыж, винтовочных и автоматных лож; корпуса легких танков и самоходных артиллерийских установок, башни для Т-34 – лучших танков второй мировой войны; снаряды и мины, детали к реактивным снарядам для «Катюш»; взрыватели, пленку для понтонов, бутылки с зажигательной смесью…
Жители Мурома принимали активное участие в сборе средств на строительство военной техники. Всего было собрано около двадцати миллионов рублей. На собранные деньги построены самолеты “Муромский фанерщик”, “За счастливое детство”, “Муромский учитель”…
Враг подходил к Москве. В сводках Информбюро всё чаще звучало: “После тяжёлых и продолжительных боёв наши войска отошли на заранее подготовленные позиции“…
Муром стал прифронтовым городом. На муромские вокзалы прибывали эшелоны с ранеными на лечение в пяти развёрнутых госпиталях. С наступлением весенней навигации на Оке раненые доставлялись пассажирскими пароходами…
Отдельный зенитно-артиллерийский дивизион противовоздушной обороны защищал от налетов вражеской авиации город и его важные стратегические объекты – заводы, железную дорогу, мост через Оку, по которому в восточные районы страны шли эшелоны с ранеными, а на запад – поезда с техникой, войсками…
8 февраля 1942 года с вокзала Муром-II жители города провожали в бой бронепоезд. Он был построен в подарок фронту по инициативе железнодорожников Муромского узла, настоящая крепость на колесах с установками «Катюша». (Уже на фронте для более эффективной борьбы с вражеской авиацией экипаж бронепоезда на свои деньги приобрёл дополнительные зенитные установки).
И на борту его красовалась надпись “Илья Муромец”. Однако, на передовую по решению военного руководства он отправился с закрашенной надписью и нанесённым номером 762… Более двух тысяч четырехсот километров с боями, освобождая Родину от фашистов, прошёл «Илья Муромец» от Оки до Одера… Бойцы “Ильи Муромца” уничтожили немецкий бронепоезд “Адольф Гитлер”…
Победу “Муромец” встретил в пятидесяти километрах от Берлина, в который не смог попасть из-за разрушенного моста через Одер…
— Современность
Город Муром в наше время — один из красивейших городов России. Это как город с динамично развивающейся экономикой, так и “жемчужина” малых городов с многовековой культурой и традициями.
Из промышленных предприятий следует назвать лишь некоторые. К примеру:
– Муромский приборостроительный завод;
– Муромский стрелочный завод. Здесь производятся “стрелочные переводы” для железнодорожного транспорта;
– ОАО “Муромский радиозавод”;
– ОАО “Муромский завод радиоизмерительных приборов”;
– ЗАО “Муром” – производитель материалов из древесины…
Культурное наследие Мурома: его история и православная духовность — гордость муромлян.
Любой приезжий, оказавшись в этом уютном городе, поразится перезвону церковных колоколов. И неудивительно. Здесь только монастырей — пять!
(А ведь когда-то эта земля была одним из последних оплотов язычества на Руси: отделенная от остальных, уже крестившихся, русских земель, непроходимыми лесами, Муром долго противился принятию христианства).
Звон монастырских колоколов поддерживают их братья по перезвону, колокола ещё 14-ти храмов и церквей. (О некоторых — далее в работе)
А сколько в городе исторических зданий и памятников! Остановимся лишь на некоторых.
Былинный камень
(фото 1 на вставке 1 раздела главы 2 “О муромских святых)
Монумент этот установлен на въезде в город со стороны Владимира. На огромном валуне, высотой примерно в два человеческих роста высечены лицо Ильи Муромца и надпись: “В лето 6370 (862)… перьвии насельници в Муроме …”. Это цитата из «Повести временных лет» с первым упоминанием о Муроме летом 862 года.
Былинный камень не только визитная карточка Мурома, но и весьма символичная достопримечательность, ведь богатырям тоже нередко приходилось оказываться на распутье и делать трудный выбор у камня: “Направо поедешь — богатому быть, налево поедешь — женатому быть, а прямо поедешь — убитому быть”. С юмором отмечено, что у туристов возле Былинного камня выбор куда проще и зачастую сводится к тому, в какую позу встать для фотографии. Достопримечательность очень популярна не только среди гостей города. Муромские молодожены по традиции посещают камень в день свадьбы.
Водонапорная башня
1. Водонапорная башня в 1910 годы (фото из интерн.)
2. Водонапорная башня в 2015 году (фото из интерн.)
3.4. Мемориальная табличка на башне и надпись на ней (фото из интерн.)
Водонапорная башня Мурома – кирпичное, трёхэтажное здание. Объект культурного наследия. В 19 веке — это самое высокое здание Мурома, она использовалась также как пожарная каланча. Была построена по проекту инженера Е.И. Ержемского на пересечении городских улиц Рождественской и Вознесенской (Ленина и Советской в наше время) в 1864 году для городского водопровода. В народе башню называют “ермаковской”. Именно стараниями и капиталами купца, мецената, городского главы в 1862-1869гг. А.В. Ермакова была устроена механическая подача воды по деревянным трубам водопровода.
Водой можно было пользоваться бесплатно на водоразборных колонках-фонтанах. Первая водоразборная линия была протяженностью около пяти километров. Вода подавалась и в некоторые жилые дома, и, конечно, в первую очередь, в усадьбу городского головы Ермакова.
По цвету флага, вывешиваемого на башне, муромляне узнавали прогноз погоды. Например, тёмный флаг означал, что мороз в городе достиг (минус) 30° С. Это было радостной новостью для учащихся, так как при такой температуре отменялись занятия в гимназиях.
Водопровод в Муроме стал первым водопроводом в губернии. Во Владимире водопровод построен позднее.
В 1930-х годах водонапорная башня была закрыта из-за несоответствия воды, проходившей через неё, санитарно-гигиеническим нормам.
В 2008 году, в день 1146-летия Мурома, водонапорная башня вновь заработала. Но теперь она подаёт воду не из Оки, как по первоначальному проекту, а из артезианской скважины.
В башне установлена станция обезжелезивания. Воду из неё можно набирать бесплатно.
Торговые ряды
1. В центре старого фото площадь в базарный день (фото из интерн.)
2. Закрытое торговое помещение на старом фото, вид с базарной площади (фото из интерн.)
3. “Кусочек” торговых рядов прошлого (см. на фото 2) на главной площади в наше время (фото из интерн.)
4. Площадь 1100-летия Мурома (фото из интерн.)
Главная площадь города “1100-летия Мурома” в разное время истории именовалась по-разному: Гостиная, Гостинодворская, Рождественская, Хлебная. В советские время — площадь Крестьянина.
Она была большой по размерам, ее отдельные части даже имели свои названия. Рядом с торговыми рядами возвышались Рождества Христова и Николо-Зарядская церкви.
К середине XIX в. деревянные лавки были снесены, а вместо них построены каменные торговые ряды по образцовым архитектурным проектам. Эти ряды по периметру замыкали центральную часть площади, и таким образом образовывали внутренний гостиный двор. (Сейчас от старых торговых лавок сохранились лишь некоторые сооружения).
Кроме торговых сооружений, на площади находились общественные здания. Например, в начале XIX столетия был построен дом для городского управления. Сейчас в нём располагается Художественная галерея Муромского историко-художественного музея.
В 1930-е годы Христорождественская церковь (упоминается уже в сотной книге г. Мурома за 1574 годом) была снесена. На этом месте построено здание администрации города, перед которым возвышается памятник Ленину (скульптор Ю.Нерода, архитектор Н.Беспалов), установленный в 1962 году.
2. О муромских святых
А. Илья Муромец
Вставка 1
1. “Былинный камень” у въезда в Муром. Архитектор Н.А. Беспалов. 1967г. (фото из интерн.)
2. Поклонный крест, святой источник Ильи (Илии) Муромца в Карачарово (фото из интерн.)
3. Прп. Илия Муромец. Икона 1992г. с частицей мощей И.М. Написана по заказу жителей Карачарово Гущиных, считающих себя потомками Ильи Муромца . Иконописец Ив. Сухов (икона находится в храме мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарово) (фото из интерн.)
4. Храм мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарово (фото из интерн.)
“Русская народная поэзия кипит богатырями... эта отвага, это удальство и молодечество… являются в таких широких размерах, в такой несокрушимой, исполинской силе, что перед ними невольно преклоняешься” В.Г. Белинский.
Вот один из примеров.
Хвала Илье Муромцу
Спавший тридцать лет Илья,
Вставший в миг один,
Тайновидец бытия,
Русский исполин.
Гений долгих вещих снов,
Потерявших счёт,
Наших Муромских лесов,
Топей и болот.
Гений пашни, что мертва
В долгой цепи дней,
Но по слову вдруг жива
От любви лучей.
Гений серой нищеты,
Что безгласно ждёт,
До назначенной черты,
Рвущей твёрдый лёд.
Гений таинства души,
Что мертва на взгляд,
Но в таинственной тиши
Схоронила клад.
Спавший тридцать лет Илья
Был без рук, без ног,
Шевельнувшись, как змея,
Вдруг быть сильным смог.
Нищий нищего будил,
Мужика мужик,
Чарой слабому дал сил,
Развязал язык.
Был раздвинут мощный круг
Пред лицом калек,
Великан проснулся вдруг,
Гордый человек.
Если б к небу от земли
Столб с кольцом воткнуть,
Эти руки бы могли
Мир перевернуть.
Будь от неба до земли
Столб с златым кольцом,
По иному бы цвели
Здесь цветы кругом.
Спавший тридцать лет Илья,
Ты поныне жив,
Это молодость твоя
В шелестеньи нив.
Это Муромский твой ум,
В час когда в лесах
Будят бури долгий шум,
Говорят в громах.
Между всеми ты один
Не склонил лица,
Полновольный исполин,
Смелый до конца.
До конца ли? Без конца.
Ибо ты — всегда.
От прекрасного лица
Вот и здесь звезда.
Вознесённый глубиной,
И вознёсший — лик,
Мой Владимирец родной,
Муромский мужик.
Константин Бальмонт
1926 год. Цикл “Живая вода”
Памятник Илье Муромцу, богатырю, на высоком берегу реки Оки в центре города Мурома. Автор скульптор В.М. Клыков. Архитектор Н.А. Беспалов. 1 августа 1999г. (фото из интерн.)
Об этом русском былинном герое мы, россияне, знаем с детства. И представляем его то самым крепким фигурой в центре картины В.М. Васнецова “Три богатыря” с обложки “Родной речи” для 4 класса, 1968г. А то уже живым человеком в образе актёра Бориса Андреева (1915-1982) в художественном фильме “Илья Муромец” режиссёра Александра Птушко (фентези, 1956г.).
А ведь он в российской истории значится в двух ипостасях: славного богатыря русского героического эпоса Ильи Муромца и преподобного Киевопечерского Илии Муромца.
(Подробности обо всём этом — в 22 томе Православной Энциклопедии, отдельная статья здесь: https://www.pravenc.ru/text/389413.html).
(Слово богатырь имеет тюркско-монгольские корни и означает храброго, могучего
воина).
Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Вопросы интересные.
И вот, к примеру, заведующий кафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что “… это, собственно говоря больше вопросы веры, чем знания… Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это всё, что известно о нём. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильёй Муромцем как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илия Муромец — тот самый богатырь…”.
Мы же, к поэтической биографии богатыря Ильи Муромца от Бальмонта добавим церковной святости в виде “Жития…” для полного представления об этой исторической личности, и станет понятной причина отождествления Муромцев.
Житие святого Илии Муромца
Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, родился, предположительно, около 1143 г. в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.
С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
М.Н. Климов. Прп. Илия Муромец в пещерной келье в Киеве.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Его пОстриг пришёлся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).
Скончался Илия Муромец около 1188 г., примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.
В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 г.
В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».
В 1988 г. межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.
К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 г. в числе 69 подвижников Киево-Печерской Лавры. (*Примечание ниже. А.У.)
Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Именем этого былинного богатыря названы самолеты, пароходы, ледоколы. В городе Муроме на высоком постаменте у зеленых елей стоит на приколе бронепоезд «Илья Муромец», ветеран Великой Отечественной войны. А на высоком берегу Оки муромцы поставили величественный памятник знаменитому земляку.
Богатырь Илья Муромец как фольклорное воплощение русского характера, совестливого и справедливого, вдохновлял многих поэтов, художников, композиторов, актеров и историков. Стихи и поэмы о нем писали Н. М. Карамзин, А. К. Толстой, И. С. Никитин. Композитор Л.Д. Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри», а художник В. Васнецов увековечил память о нем и других русских богатырях в картине «Богатыри».
Преподобне отче Илие, моли Бога о нас!
Источник:
http://www.pravmir.ru/ http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol
Попробуем расшифровать эту отсылку:
— Православие и мир – портал.
— Мга́рский ко́локол (Мгарскій колоколъ) — украинский ежемесячный православный журнал, издававшийся Мгарским монастырём в 2002-2013гг.
— Мгарский (Лубенский) Спасо-Преображенский мужской монастырь Полтавской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата).
P.S. Можно представить “судьбу” “Жития”-документа, хранящегося в названном монастыре после событий в Киево-Печерской лавре в ноябре 2022 года. Ведь Илия Муромец Печерский — русский герой-богатырь!
* Примечание А.У.:
В Православной энциклопедии (под редакцией Патриарха Кирилла) в статьей “Илия Муромец” значится следующее:
Илия Муромец был канонизирован как местночтимый святой в 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме Ясенском.
Мощи святого Илии Муромца покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры.
В Муроме же в Трапезной церкви Покрова Богородицы Спасо-Преображенского мужского монастыря (после Киево-Печерской лавры считающегося древнейшим монастырём Киевской Руси) создан «Надгробный» комплекс Ильи Муромца.
Вставка 2
1. Вход в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Время основания монастыря доподлинно неизвестно. Основан, предположительно, князем Глебом Владимировичем, сыном Киевского князя Владимира, Крестителя Руси (фото из интерн.)
2. Трапезная церковь Покрова Богородицы Спасо-Преображенского мужского монастыря (фото из интерн.).
3. Нижний придел церкви с гробницей Ильи (Илии) Муромца (фото из интерн.)
4. Образ Ильи (Илии) Муромца. Резная фигура из дерева, выполненная муромским художником С.А. Субботиным при консультации С.А. Никитина. Святой изображен в монашеских ризах. Рядом лежит новодельный меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей, привезённая из Киева. Рака преподнесена в дар Попечительским советом Муромского Спасского монастыря 2 августа 2006 г. и в тот же день освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. (фото и информация из интерн.)
Есть в Муроме и храм имени нашего героя.
Илии Муромца церковь. Г. Муром. Микрорайон Вербовский. Освящена в 1998г.
Б. Пётр и Феврония Муромские
1. “Святые супруги”. Картина петербургского художника Александра Простева из серии “Житие святых Петра и Февронии (Муромских)“(акафист в красках) (2008-2009) (фото из интерн.)
2. Памятник Петру и Февронии на площади у стен Свято-Троицкого женского монастыря. 7.07.2012г.
Автор Вячеслав Заикин.
Создатели памятника:
Московский архитектор, скульптор и художник Владимир Суровцев и архитекторы Олег и Владимир Сягины.
(фото из интерн.)
3. Рака с мощами Петра и Февронии в Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря с 1991 года (фото из интерн.)
4. Белокаменная стелла Петру и Февронии у стены Спасо-Преображенского мужского монастыря. Автор неизвестен. 5 июля 2013г. (фото из интерн.)
Пётр и Феврония (в иночестве Давид и Евфросиния) — русские православные святые. Они были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местных святых.
Днём их памяти названо 25 Июня (8 июля). Священный синод установил ещё одно поклонение святым — в воскресенье перед 6 (19)сентября (перенесение их мощей в 1992 году в Свято-Троицкий женский монастырь)
“Жития святых Петра и Февронии”, канонизированных церковью, не существует.
Единственный источник сведений о святых — произведение выдающегося русского писателя и публициста XVI века Ермолая-Еразма “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.
(https://azbyka.ru/fiction/povest-o-petre-i-fevronii/)
Литературное творчество названного автора относится к 40—60м гг. XVI в. В 40е гг. он был священником в Пскове, затем служил протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. В 60х гг. постригся в монахи под именем Еразма. В своих произведениях называл себя «прегрешным».
Почему эта повесть не принята церковью за “Житие”, вопрос до сей поры остаётся открытым, много рассуждений на этот счёт:
— историк русской церкви и церковной архитектуры Е.Е. Голубицкий (1834-1912) однозначно диагностировал, что это светская полуязыческая легенда;
— составители Википедии считают, что произведение это не соответствует канонам агиографии (богословская дисциплина, изучающая жития святых) из-за использования сказочных сюжетов и фольклора;
— в статье Игоря Рысина, секретаря Славянского благочиния Новороссийской епархии Русской Православной Церкви (Славянск-на-Кубани) на сайте Антимодернизм.ру от 27.11.2014 “Почему Повести о Петре и Февронии нет в Великих Минеях Четиих?” (https://antimodern.ru/stt-petr-i-fevronia/) проведён тщательный анализ имеющихся работ исследователей о том, почему митрополит Макарий, благословивший Ермолая-Еразма на названную работу всё-таки не включил её, уже написанную, в ВМЧ? Автор статьи ответа не нашёл. Исследования продолжаются.
Исследователи не находят в русских летописях XI-XVIII веков имён Петра и Февронии Муромских. Некоторые отождествляют эти имена с известными по летописям муромскими князем Давыдом Юрьевичем (сыном Юрия Владимировича Муромского, внуком Владимира Святославича, первого великого князя Рязанского) и его супругой.
Существует гипотеза учёных, что именно этот князь и его супруга и являются канонизированными и почитаемыми православной церковью святыми Петром и Февронией.
По другой версии Пётр и Феврония являются просто персонажами народных легенд.
Современный же петербургский художник Александр Евгеньевич Простев, живописец и иконописец, подарил русскому миру серию из 34-х картин “Житие Петра и Февронии”
https://teatrvinograd.ru/aleksandr-prostev-svyatye-pyotr-i-fevro/nggallery/page/1
Смотреть фото.
Об авторе картин можно прочитать в статье “Ангельская тишина художника Александра Простева” на информационно просветительском портале ЛогосЪ рязанской епархии.
А вот и музыка:
Пётр и Феврония – Гимн семье
Стихи Екатерины Андреевой
Музыка Вадима Усланова
О счастье семейном молятся
По всей православной России
Муромским чудотворцам,
Чтоб у Господа испросили
Надежду, Любовь и Веру,
И верность друг другу до гроба,
И за гробом тоже примером
Они нам сияют оба.
Жизнь во все времена похожа,
Те же требы у каждого века.
То же горе и счастье то же,
Искушенья у человека.
Чтобы тьма не закрыла солнце,
Чтоб не множилось беззаконье,
За нас с вами усердно молятся
Петр и Феврония.
Зажигая сегодня свечи,
И сердца любовью зажгите.
Чтобы были вы вместе вечно,
Заступничества попросите.
И дарите ромашки любимым.
Знаком верности и чистоты
Пусть станут навеки отныне
Русского поля цветы.
А ещё:
Видео ролик с картинами Александра Простева: https://yandex.ru/video/preview/6649137233786508470
А надёжнее открывается — по запросу в яндексе:
“День Семьи Любви и Верности*.
Петр и Феврония. Живопись Александра Простева.
Монтаж Екатерины Демидовой” (одноклассники).
Исполнители: Хор “Пересвет”. Солист Владислав Косарев.
*
День семьи, любви и верности — российский праздник, отмечаемый ежегодно 8 июля. Он учрежден в 2008 году и приурочен ко дню памяти святых Петра и Февронии — покровителей семьи и брака у православных верующих.
3. Об аппетитном “замкЕ”
Муромский калач
1. Памятник “Муромский калач” (как окрестил его народ). Это огромный керамический “калач” (высота вместе с постаментом 180 сантиметров, ширина 1 м, вес 100 кг). Установлен рядом с рестораном “Дворянский клуб” по инициативе и на средства предпринимателя Ивана Зиновьева (имя автора не раскрывается). Памятник подогревается, температура в зимнее время поддерживается на уровне 35 градусов.
Открыт в день празднования 1150-летнего юбилея города 4 августа 2012 года. (информация из интерн.)
2. Б.М. Кустодиев. “Купчиха, пьющая чай”, 1923. Холст, масло. 81х99 см. Нижегородский художественный музей (на переднем плане картины муромский калач) (фото из интерн.)
3,4. Хлебная лавка при пекарне в муромском Спасо-Преображенском мужском монастыре.
Продукция пекарни. На переднем плане муромский калач (фото из интерн.)
Слово калАч (колАч), {вероятно, произошло от cлова kolo у славян, что означало круг, окружность, обод, обруч, колесо}– белый пшеничный хлеб вообще, а также хлебобулочное изделие в виде кольца с небольшим отверстием или в форме замка, состоящего из толстого “животика”, нависающей над ним поджаристой, хрустящей “губы” и поддерживающего их обоих перевясла.
(Бальзамом на душу ложится это слово перевясло, оно из лексикона бабушки, родившейся в нижегородской губернии в конце ХIX века. Так в те времена назывались, а она пронесла по жизни, и одноручное коромысло, и дужка на ведре, и, конечно же, дужка у калача).
Существует также версия появления этой выпечки в Муроме от контактов муромлян с татарскими хлебопеками, а название его происходит от татарского слова “калач”, то есть буквально — “будь голоден!”, чтобы разыгрался хороший аппетит. Т.е., калач означает “аппетитный”.
Первая информация о муромских калачах зафиксирована в “Писцовой книге” 1566г. Там же сообщалось о хозяевах восьми дворов Мурома, выпекавших калачи.
Так за Муромом закрепилось производство калачей в средние века. А муромцы получили известность как калачники (калашники).
Что же это за чудо такое, муромский калач? Главная особенность теста для калача — его скважистость. Это достигалось, во-первых, просеиванием муки через сито (не через решето, его отверстия крупнее), во вторых, тесто продолжительно мялось (“тёрлось”, отсюда тёртый калач) руками на льду, углекислый газ из теста не испарялся, оно получалось пористым. Калач становился пышным, с мягкой корочкой и тягучим упругим хлебным мякишем.
Названные выше формы выпечки калачей с ручкой (перевяслом) удобнее было нанизывать на шесты и таким образом везти на продажу или хранить в жилище, подвесив к потолку, чтобы продукт не стал добычей грызунов.
Горожане же, покупая калачи, нередко съедали их прямо на улице, держа в руке, именно за дужку. Чистоплотный человек, дойдя до ручки, её не съедал, а отдавал нищим или бросал собакам.
Со временем муромские опытные калашники по решению властей стали переселяться и в Москву. Где была образована Калашная слобода (сохранилась и сейчас как Калашный переулок, расположенный между Никитским бульваром и Малым Кисловским переулком).
В XVII веке изготовление калачей контролировалось властями. Подьячие наблюдали, чтобы калашники выпекали калачи установленного веса.
Об утрате в настоящее время подлинной технологии изготовления муромских калачей свидетельствуют многие специалисты. Однако, в Муроме, считается, что самые вкусные калачи выпекаются в пекарне Спасо-Преображенского мужского монастыря и продаются в его лавке (фото 3,4).
В нашем великом и могучем русском языке муромский калач оставил след несколькими фразеологизмами:
— “Тёртый калач” обозначает опытного человека, которого сложно провести за нос.
— О тех, кто не брезговал и съедал ручку говорили: “Дошёл до ручки”. Сегодня это выражение о таком человеке означает, что он “совсем опустился, потерял человеческий облик”.
— “Раскатать губу”. Чтобы калач в печке, поднимаясь и покрываясь корочкой, не лопнул, перед выпечкой на нём делали надрез ножом – губу. Губу раскатывали и напыляли туда немного муки. Затем губу закатывали, а хлеб ставили в печь. А вот когда калач выпекался и немного остывал, губу можно было снова раскатать и намазать маслом. То есть ждать, что калач намажут маслом.
— и “Закатать губу”. Ну, а если надежды не оправдывались, то говорили: “Закатай губу“.
— “Со свиным рылом в калашный ряд?” — Грубое замечание кому-либо, что он лезет не в свои дела.
Калашный ряд (калачный ряд) — это торговый ряд, на котором продаются хлебные изделия (калачи). В старину калашные ряды размещали в стороне от остальных рядов на рынках, чтобы товары с неприятным запахом (мясные продукты, подержанные вещи) не отбивали покупателей. Там существовал и определённый “фейсконтроль”, не прошедших его (нищих, неопрятно одетых, пьяных) туда не пропускали.
Широкое распространение, в своё время, получила поговорка “Кяхтинский чай, да муромский калач — полдничает богач” . Это пословица из словаря Даля, напоминающая о том, что Кяхта — торговая слобода при бурятском городе Троицкосавск на востоке Российской империи, была узлом Великого чайного пути к нам из Китая.
Каким же ярким представлением полдничания богачихи есть картина Б.М. Кустодиева “Купчиха, пьющая чай” (фото 2). Здесь нам и самовар с заварником китайского чая и, конечно же, муромский калач с перевяслом.
Вместо эпилога
Вообразимо ли, что простому мужчине любовь к реке Оке может стать наравне с любовью к женщине спасением его в жизненной безысходности? Да. Оказывается, может. Об этом читаем в стихах муромского поэта, к сожалению недавно покинувшего этот мир.
Встреча на Оке
Женщина с янтарными очами!
Посмотреть на Вас и на Оку —
Вот и всё, что надо старику,
Дабы уцелеть в душевной драме.
Все вокруг так круто изменилось!
Мир объят смятеньем и тоской,
Но лечусь я Вами и Окой,
Чтобы мне и пелось, и любилось.
Все еще возможно излеченье,
Если только в мире есть пока
Женщина и древняя река,
И любви извечное теченье.
Юрий Иванович Солонин (1938-2021)