Ока (X – я часть)
…(А) теперь хвалу простую Про одну сложу реку: Голубую,
разливную, Многоводную Оку…
Часть десятая
14. Посёлок городского типа Гусь-Железный. Рязанская область
1. Истоки реки Гусь у деревни Арсамаки Гусь-Хрустального района Владимирской обл. (фото из интерн.)
2. Мост через реку Гусь в пгт Гусь-Железный Рязанской обл.
3. Два рукава реки Гусь при впадении её в Оку (фото из интерн.)
4.Устье реки Гусь за пристанью деревни Забелино Касимовского района Рязанской обл. (фото из интерн.)
Готовясь в плановую поездку в г. Муром на Оке, наметили попутно заехать в Гусь-Железный, чтобы найти там и узнать судьбу одной, когда-то известной, русской усадьбы.
Гусь (имя собственное)
Берега, островки,
заводи с глубинами…
нарекли ж
старики
речку – птичьим именем!
Речка Гусь, речка Гусь,
берега чащобные!
я тебя не берусь
называть особенной.
Сколько вас, вот таких, –
маленьких, непризнанных,–
льётся в русло Оки
сквозь леса капризные!
Евгений Маркин. “Речка Гусь”
1958г.
Как в любом деле танцевать надо от печки, ну, а мы здесь начнём с речки с птичьим, как нам казалось, названием Гусь, левого притока нашей многажды героини, Оки. И, остановившись у моста на въезде в незнакомое место, мы спустились к быстро текущей воде (фото 2 заставки), чтобы, как обычно у новых водоёмов, прикоснуться к ней. Гусей на воде мы не заметили. Как-то любопытно: река Гусь и без гусей… Неужели река, берущая начало во Владимирской Мещёре, “гусевская земля”, названа в честь обычного гуся?
Попробуем, как всегда, разобраться с названием реки. В этом нам поможет статья “Река Гусь в ретроспективе веков” писателя и краеведа Николая Игоревича Скулова (https://proza.ru/2016/07/20/1387).
Оказывается, существует расхожее мнение, что “Гусь- это ёлка”. И автором “ёлочного” объяснения был известный советский лингвист В.А. Никонов, который сомневался в свЯзи названия реки с русским словом гусь – “водоплавающая птица”. Он связывал своё предположение с финским словосочетанием “кууси – лее” (еловая река). Однако, со временем этот учёный согласился с другими исследователями, что это название не финского происхождения.
Слово “гусь” (по данным ВНИИ Русского яз. им. Виноградова) живёт на земле более 6 тыс. лет. Оно сохранилось в языках народов индоевропейской семьи. Изначальный перевод с древне-индийского — “идущий в воду”.
Неизвестный же язык, назвавший многие реки Поочья, был ещё не славянским. Тогда ещё ни славян, ни угро-финнов не было.
Зато были индо-европейские народы, как пришлые, так и аборигенные, которые говорили на родственных языках, произошедших от одного «корня». С глубокой древности они знали колесо и соху, были скотоводами и пахарями. Реки для них были торными дорогами во все времена года. Поэтому каждая река называлась по тому значимому месту, куда она выводила. Международный смысл корня US обозначает связующую нить, имеющую начало и конец, выводящую из запутанного лабиринта…
Угро-финны пришли гораздо позднее из глубин Азии, расселившись сначала по Уралу, вдоль рек и по берегам озёр. Они стали основателями Уральской языковой семьи. Это были племена охотников – рыболовов, прекрасно владевших медно-литейным и кузнечным ремеслом, изготавливавших прекрасные медные, бронзовые изделия, вскоре освоившие и железо. Они начали осваивать лесные просторы Урала, Северной и Центральной Европы, смешиваться с аборигенным индо-европейским населением. И совсем необязательно, что этот народ был этнически близок с готами. Предки готов, балтов и славян происходят от одного корня.
Так что река Гусь, как древний важный транспортный поток, прозвана народом, некогда обитавшим здесь ещё до нашей эры, не за еловый лес, якобы растущий по берегам, а за её быстрый нрав.
Река Гусь, как водный торговый путь…впервые упоминается в путевых записках арабского купца, путешественника и географа Хасана Ибн Русте.
(Удивительно, но разгадка кроется в старых немецких словарях! Слово guss (гот., старо-нем.), звучащее с твёрдым S, используется, до сих пор, в литейном деле и обозначает – литьё, льющийся поток…)
Следовательно для реки в названии gus: ga-корень, обозначающий движение, и us-корень, обозначающий путеводную водяную нить.
Длина реки 147 километров. Площадь водосборного бассейна 3910 км². Ширина — от 5 до 10 метров, реже, на поворотах, до 20. Глубина 1-1,4 метра. Несмотря на небольшой, казалось бы, уклон русла – 40 сантиметров на километр, скорость течения реки 4,5 – 5 км в час.
Об истоках и устье информация под фото на заставке. Несёт река свои воды в основном по лесистой местности, реже — по луговой. Берега пологие, заросшие травой, кустарником и деревьями.
Скована льдом с ноября по апрель. Особенностью реки является ее разлив во время весеннего паводка. Тогда и проявляется истинный характер этой мещерской речки: она широко разливается. Глубина ее увеличивается.
В современности река обмелела, она красуется в своих древних берегах только от начала ледохода в апреле – до середины мая. В жаркие же летние и осенние месяцы она теряет свою полноводность и становится типичной малой речкой, заросшей травой, и лишь изредка прерывается цепочкой омутов.
А в древние времена, полноводная, она была большой труженицей. За многие века промыла тысячи тонн песка, так нужного для изготовления строительных материалов. Судоходная, перенесла на своих “плечах” бесчисленное количество грузов… Согласно геологическим исследованиям и картам, водоупорным слоем реки Гусь являются отложения юрского периода в виде серых юрских глин. Именно эти глины являются геологическим дном мещёрского края. Они использовались как в жилищном строительстве, так и в изготовлении архитектурных памятников.
Гусь-Железный (имя собственное)
Вставка 1
1. Въезд в пгт Гусь-Железный (фото из интерн.)
2. Одно из здании усадьбы Баташёва. До 2014 года детский санаторий.
3. Крепостная стена и вход в парк (фото из интерн.)
4. Площадь перед Храмом Живоначальной Троицы. Стелла с надписью: Основатели посёлка братья Баташёвы Андрей Родионович Иван Родионович 1758 год (фото из интерн.)
1.
Об эволюции названия исторического места на притоке Оки.
Андрей Баташёв и история Гуся-Железного.
В наше время неудивительно двойное название населённого пункта. Но с этим названием теперешнего посёлка городского типа попробуем, как обычно, поработать.
Первое, что мы видим в этом сочетании, это два существительных (чёрточка между ними). То есть, два простых отдельных названия в одном сложном. Можно было бы называть посёлок просто “Гусь” по имени реки на берегах которой он расположен (как то: Москва, Самара, Уфа, Воронеж…). Или просто “Железный”, потому что с давних пор здесь из прибрежного грунта добывалась железная руда, из которой восстанавливалось железо сначала кустарно, а затем на оборудовании вновь построенного завода Баташёва.
Далее проследим как к этому названию пришла деревня Верпутец с 1758 года.
Именно в этом году братья Баташёвы купили эту деревню в Гусевской волости Рязанской губернии, недалеко от Касимова, с планами построить в этом месте железоделательный завод.
— Рабочий посёлок у завода был назван Гусём по имени реки.
— Через некоторое время деревня и посёлок были объединены в село, поименованное в
в Гусь Баташёвский (вот тут-то и нет тире, второе слово — это притяжательное прилагательное).
— В последствии село получило окончательное название, как имя собственное, Гусь-Железный, аналогично уже названному во Владимирской области городу Гусь-Хрустальный.
Вставка 2
1. Так выглядело поместье “Орлиное гнездо” магната Екатеринских времён Андрея Баташёва (1724-1799) (фото из интерн.)
2. Баташёвский железоделательный завод (фото из интерн.)
3. Стелла с надписью: “Родовой герб семьи Баташёвых” (фото из интерн.)
4. Стелла с надписью: “Баташёв Андрей Родионович. Единовластный хозяин железоделательного завода и посёлка на реке Гусь” (фото из интерн.)
Любопытный материал найден в интернете — легенда в стихах “Баташёв и злыдота” о заводчике, положенная на музыку. Для понимания отметим, что слово злыдота – название загадочного русского братства из культового романа “Пламень” Пимена Карпова (1886-1963). Здесь: злыдота – Суд Леса – погорельщина, беднота, голытьба, босяки – это всё те, кто терпит зло.
Об авторе и исполнителях — ниже.
Баташёв и злыдота
Из Касимова да в Муром,
Да к рязанскому ярыге,
Ой, с головушкой понурой
Ехали купцы-барыги.
Жаловались да с авоськой,
На тюках, да на корзинах,
Что свалилось цело войско
В сатанинских образинах.
Баташёв и злыдота! (Припев)
Грабили да подчистую,
Ой, разбойнички лихие!
Да и кто ж опротестует,
Коль места у нас глухие?
Баташёв и злыдота!
Барин-то у нас сердитый,
Над своим и то лютует —
Ходит у него прибитый,
Аль на Вышвырках кукует.
Баташёв и злыдота!
Злыдота, старообрядцы,
Беспоповцы, бесфамильцы,
Из согласья Спасова —
Семя Китоврасово.
Баташёв и злыдота!
Кто поставил Гусь-Железный
На горе да у Погоста?
Кто там, хорошо известный,
Батогом шерстил прохвоста?
Баташёв и злыдота!
Там — Рязань, а там — Владимир.
Дом стоит меж двух губерний.
Барин там и сям, родимый!
Не поймаешь, уж поверь мне!
Баташёв и злыдота!
С полицейскими крючками
Разговор у нас короткий.
Упадет с балкона камень —
Скажем, что напился водки.
Баташёв и злыдота!
А для питерских комиссий
Есть у нас другой гостинец:
В Страшной башне пол провиснет,
А под Башнею — зверинец.
Баташёв и злыдота!
Он — ведун, масон, держатель
Гусь-Железного завода.
Кто сказал, что он каратель?
Он святой наш воевода!
Злыдота, устав от пляски,
Спит за крепостной стеною.
Перелезешь без опаски,
Полетишь вниз головою.
Баташёв и злыдота!
Жиль де Ре, де Сад, Влад Цепеш —
Дети рядом с Баташёвым.
Всё расскажешь, всё претерпишь,
Ой, на дыбе под засовом!
Баташёв и злыдота!
Под усадьбой — подземелье,
Потаенные хоромы.
Там творится златоделье,
Образ царственной короны.
Триста взял себе рабочих
Барин для трудов подземных.
Да еще, помимо прочих,
Всяких сволочей туземных.
Упыри там, волкодлаки
Над жлобьем чинят расправы.
Баташёву всё до сраки.
Он хозяин всей оравы.
Баташёв и злыдота!
Образ истинного злата
Он запечатлел в Погосте.
Колокольня там богата
Статуями в полном росте.
А наш храм — никониянский,
В шпилях черная громада.
Пусть обряд здесь окаянский,
Но другого нам не надо.
От живой жены два раза
Барин наш венчался тута.
Кто-то скажет: «Вот, зараза!»
А мы скажем: «Вот, Малюта!»
Баташёв и злыдота!
На престол восходит Павел,
Хочет видеть Баташёва.
Барин все дела управил,
Говорит: «Принять готовы!»
Люд рабочий рассчитал он
Под землей, да под поленьем.
Он аванс платил завалом,
А получку — потопленьем.
Баташёв и злыдота!
Въехал Царь не под трезвонцы,
С барином встречавшись скрытно,
Ввел в хождение червонцы
Он из серебра творитна.
Баташёв и злыдота!
На одре, на смертном лежа,
Барин тихо ухмылялся:
«Эх, масонская ты ложа!
Видно, зря с тобой связался…»
У мертвецких, у испарин
Собралися слезолеи:
«Кто ж таперь наш новый барин?..»
«Всё тому — кто одолеет…»
https://pesni.guru
https://www.youtube.com/watch?v=MV2brsOxfm8&ab_channel=unasov
Произведение это названо: “народное шатание”, волк-опера (не путать с фолк-опера). А автором в целом является Олег Фомин-Шахов (12 декабря 1954 – 27 января 2017), основатель и лидер фолк-группы «Злыдота», мистик, поэт, философ, футуролог, доказавший себе и другим: возвращение к истокам национальной идентичности — не догма, но средство самопознания и строительства будущего.
“Наконец-то опера, — сообщал он кому-то из своих корреспондентов, — почти полностью готова. Ничего подобного никогда не было. С одной стороны, это, конечно, наследование традиции Мусоргского — Римского-Корсакова — Стравинского. Но, с другой, — полный отказ от симфонических инструментов. Только народное. Причем архаическое“.
Запись исполнения оперы осуществлена названной фолк-группой “Злыдота”.
В принципе, если внимательно перечитать текст легенды, можно составить себе некоторое представление о том основателе Гуся-Железного, злыдне Боташёве. Спрашивается, а откуда была взята эта первоначальная информация?
В интернете мно–го публикаций про А.Р. Баташёва уже современных пользователей, на свой лад пересказывающих ту далёкую историю.
А ведь по сути, самым ранним колокольчиком, позвонившим об истории Гуся-Железного,
был рассказ П.И. Мельникова Печерского “Семейство Богачёвых” (https://www.litmir.me/br/?b=118416&p=1). Да-да! Здесь нет ошибки, именно Богачёвых. Рассказ написан в 1884 году.
Есть и тоненькая книжица Л.П. Чекиной “Орлиное гнездо”, вышедшая в Касимове 16 октября 1927 года. (https://drive.google.com/file/d/1Y7gOK1sCb4zMMa-gyw8eiNHjs7pgxZ8P/view?pli=1)
В ней автор вот как характеризует А.Р. Баташова:
“Если бы «сатана» был не поэтическим вымыслом, а существовал в действительности и вздумал бы воплотиться в человеческий образ, то, конечно, для своего воплощения он взял бы именно Андрея Родионовича Баташёва”.
А вот уже автор сайта “За гранью будней” с более свежей головой пишет: “Все истории, написанные об усадьбе Андрея Баташева в Гусе Железном, наполнены легендами о творившихся тут ужасах, а самого хозяина величают то русским Дракулой, то коллегой маркиза де Сада. Знал бы этот одаренный инженер и металлург XVIII века, что о нем будут говорить просвещенные потомки XXI века, был бы сильно расстроен…
Клубок легенд о металлурге всё больше напоминает бред с оттенками ужаса...”
(https://holiday-trips.ru/page/gus-zheleznyj-i-uzhasnyj)
Современный же учёный Владимир Королёв в своей большой статье от 7 ноября 2022 года!!! “Вспомнить всё” (https://korolevofvyksa.livejournal.com/) задаёт себе вопрос и сам же на него отвечает:
“Откуда эта ложь взялась? Повторюсь, для тех кто забыл или пролистал. В двадцатые годы прошлого века в Касимовском уезде активно работала краевед Л.П.Чекина и некто публиковавший свои исторические опусы в касимовской газете под псевдонимом «исследователь». Именно с этого времени наблюдается всплеск страшных историй, относящихся к деятельности Баташевых…
Вывод очевиден. Отсутствие объективного и научного подхода рождает химеры, все дальше и дальше уводящие нас от истинных образов и событий, относящихся к истории Баташевых, соответственно и к нашей с вами“.
P.S.
На заводах Баташёвых были сделаны чугунные скульптуры Триумфальной арки в честь 1812 года, фонтаны на Театральной площади и у здания Академии наук на Большой Калужской, решетки кремлевских садов и колесница с конями на фронтоне Большого театра.
2.
Гусь-Железный сегодня.
Это историческое место имеет свой гимн!
Слова В.Ф. Майского, музыка Ю. Старостиной
С дождевых ручейков, от торфяных болот,
Из глухого лесного местечка,
Словно лебедь на взлёте, начало берёт
Родниковая чистая речка.
На зелёных лугах слышен плач глухарей,
Разбежалась вода по протокам.
Оживилась река — стаи диких гусей
Возвращаются к древним истокам.
Припев:
А сосны шумят, шумят и поют.
И дышат душистыми травами,
И скромный покой речной стерегут,
И воду прохладную пьют…
В золотистой смоле загустели века,
А события в давности меркнут…
Только также тонули в реке облака
У посёлка с названием Веркут.
Серебрилась на солнце озёрная гладь,
Разгулялись по осени свадьбы.
Любовалась плотиной вельможная знать
С высоты баташёвской усадьбы.
Припев.
Молодецкая удаль натруженных плеч,
Запах пота крутого замеса,—
И жевала руду ненасытная печь,
Извергая чугун и железо.
Прокатился волной по заветным местам
Вечный запах горячего хлеба,—
Позолоченный крест, белокаменный Храм
Возвеличили землю и небо.
Припев.
Речка Гусь, речка Гусь — золотой листопад,
Почему же так сердце стремится
Лебединою песней вернуться назад
И воды родниковой напиться.
Гусь-Железный объят вековой тишиной,
Песня эхом в лугах отзовётся.
Это Родина-мать, это — край мой родной,
И всё вместе Россией зовётся!
Припев.
Исполнение: https://yandex.ru/video/preview/6903826696265838909
Как в любом сельском посёлении есть в Гусе-Железном и объекты социальной инфраструктуры:
как то – библиотека со столетней историей:
и местный дом культуры, именуемый Гусевским клубным объединением:
3.
О Храме Живоначальной Троицы (фото 4 вставка 1)
Пожалуй, основной достопримечательностью Гуся-Железного всё же является Храм Живоначальной Троицы построенный по заказу Андрея Андреевича Баташёва, сына Андрея Романовича Баташёва, основателя железоделательных заводов и географического места, названного в последствии Гусь-Железный. Гигантское сооружение с купольным восьмериком и колокольней вмещает примерно 1200 верующих. Это немногим менее численности населения 2021 года — 1739 чел. А вот в годы строительства, к примеру, в 1859-ом, жителей было почти в три раза больше — 5327.
Храм содержит четыре престола, в том числе: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла.
Храм сложен из красного кирпича, облицован белым известковым камнем и относится к типу двухэтажных трапезных церквей. Планировка уникальна. Высота храма – 55 м, колокольни с часами – 70м.
При жизни Андрея Андреевича Баташёва (скончался в 1825г.) Храм был не только заложен (1802 г), но и доведен строительством до купола. Колокольня – до карниза.
В нижнем этаже уже были освящены три престола: Николая Чудотворца (1816г.), Петра и Павла (1818г.), Рождества Христова (1823г). Совершались богослужения.
Но всё же в 1825г. работы были остановлены.
Только в 1847г. на средства наследников Баташёвых и рабочих завода работы были возобновлены. Главный Троицкий престол был освящён только в 1868 г. Достроил его внук Андрея Баташёва Эммануил Иванович.
В 1921 году постановлением Совнаркома из Храма было произведено изъятие ценностей, а в 1932 году он был закрыт.
При советской власти, как обычно и в других местах, храм использовался для хозяйственных нужд.
В июне 1948г. по решению Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР Храм в селе Гусь-Хрустальный был передан в пользование православного прихода.
Немного об архитектуре
Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики.
Авторы “Русских достопамятностей”, печатного органа Московского общества истории и древностей российских, издававшихся на русском языке, считали, что
— “от барокко идет её сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами”;
— “от классики – спокойное завершение, ясный по форме купол;
— “от псевдоготики – стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.
По основной части здания вполне можно составить представление о том, какими архитектурными идеалами вдохновлялись и заказчик и автор проекта. Они лежали в области средневековой замковой архитектуры. Троицкий храм производит именно такое впечатление. “Во второй половине XVIII века любили такие романтические образы. Но здесь всё это носит характер некой модернизации. По-видимому, венчающие части постройки (шпиль колокольни, шпиль и фиалы восьмерика) пострадали и были заменены маловыразительными главками. Предлагаемая графическая реконструкция (С.В.Чугунов) сразу возвращает памятнику его истинный образ”. (http://gorodec-foto.narod.ru/Gus-Gelezny.html)
Имя автора проекта Храма документально нигде не отражено. В документах же Владимирского (тогда село относилось к этой области) государственном архиве зафиксировано лишь, что Храм построен “знаменитым архитектором”. Как предполагают теперь уже рязанские краеведы Г.К. Вагнер и С.В. Чугунов, архитектором могли быть знаменитые архитекторы Василий Иванович Баженов (1737-1799) или И.С. Гагин (1771-1844), живший и творивший в соседнем Касимове. Мы же позволим себе не согласиться ни с тем, ни с другим вариантом. И вот почему.
— Удивительно то, что про касимовского архитектора И.С. Гагина у рязанских краеведов определённого вывода не случилось. Ведь знали же эти краеведы, что именно в годы строительства Храма в Гусе Гагин планировал возведение на главной площади Касимова грандиозного Храма Воскресения Христова, размеры и убранство которого превзошли бы знаменитый собор святого Петра в Риме. Рисунки проектируемого “детища” зодчий показывал в 1837 году посетившему Касимов наследнику российского престола Николаю Александровичу. (Реализовать же сей проект из-за его грандиозной стоимости городу не удалось).
— Атрибуция (приписывание) же Баженову В.И. авторства архитектуры гусевского Храма не имеет доказательства.
Так и будем считать, что архитектор Храма затерялся в вечности.
4.
Попутно, ещё об одном Пушкинском прототипе Троекурова.
Из школьной программы по литературе осталась в памяти информация, что А.С. Пушкин написал своего “Дубровского” по выслушанной от друга Нащёкина истории с одним белорусском мелкопоместным дворянином Островским, доведённым до нищеты богатым соседом-помещиком.
А сейчас, удивительное открытие, новая версия от уже современного автора Олега Валерьевича Фомина-Шахова, (о котором выше) в его статье “Миф о Баташёвых) на сайте “Завтра” (см. ниже).
“Еще в XIX в. братья Баташёвы притягивали внимание литераторов. Начало здесь положил, как ни странно, Пушкин. Именно с Андрея Родионовича Баташёва писал Александр Сергеевич, бывший проездом в тех местах, и образ Дубровского, и образ Троекурова. Два несовместных, казалось бы, характера в действительности уживались в одном человеке. Одновременно помещик-тиран и бунтарь-разбойник. Образ одновременно и отталкивающий и обаятельный диапазоном своего великодушия. Персонаж из 90-х, — сказали бы мы теперь. И подобно недавним «браткам», также замаливал свои грехи, строя величественные храмы и творя дела богоугодные”.
https://zavtra.ru/blogs/mif-o-batashevyih
Опорные в работе материалы:
1. “Миф о Баташёвых“. О.В. Фомин-Шахов. Статья сайта “Завтра” от 23 августа 2013г. (https://zavtra.ru/blogs/mif-o-batashevyih)
2. ЛитМир – Электронная библиотека. Мельников-Печерский Павел-Иванович очерк “Семейство Богачёвых” ( https://www.litmir.me/br/?b=118416&p=1)
3. “Орлиное гнездо” (Исторические очерки Л.П.Чекиной). Касимов, 1990г.
4. Документальный фильм ГТРК “Ока” “Здравствуй, Гусь-Железный!”.
5. Документальный фильм телеканала “Культура” “Искатели. Железный король России”.
6. Ирина Благодерова «Гусь-Железный и окрестности. Касимовский район» Касимов 2011
(https://arch-heritage.livejournal.com/1430822.html).
7. Владимир Королёв. “Вспомнить всё”. (https://korolevofvyksa.livejournal.com/)