Человек проверяет пробу золота, а золото — пробу человека
Фоторяд к пониманию названия публикации, что есть высказывание английского священника, историка Томаса Фулера. Здесь кадры из американского вестерна, 1969г. “Золото Маккенны”, по роману Уилла Генри, режиссёр Джей Ли Томпсон.
1. Вот он — золотой каньон.
2,3. Гедлибергский шериф Маккенна и мексиканский бандит Джон Колорадо “снимают пробу” открывшегося им золота.
4. Мощным землетрясением теперь уже золото каньона “сняло пробу”с покусившихся на него искателей. Фильм же — об этом.
К ЗОЛОТУ (отрывок)
О ты, которому весь мир
Со всем усердием, почтеньем
Творит вседневное служенье!
О чудодеющий кумир!
О злато, цель моих желаний,
Причина сладостных мечтаний,
Предмет, достойный всех похвал,
Прекрасный желтенький металл!
Что может быть тебя славнее,
Дороже, выше и сильнее?
От власти, кажется, твоей
Зависит жребий всех людей.
…А без тебя все наши дни
Текут лишь в горечах одних…
…Куда ни сунешься, везде
Беды встречаются тебе.
Будь честен, добр и благороден,
От низких слабостей свободен,
Будь с чином знатным, будь с умом
Что в преимуществе таком?
Где сыщешь должное почтенье
И цену истинну ему?
Найдешь на каждом лишь шагу
Одни досады, огорченье.
Чего не терпит иногда
От тучной глупости дородной,
От ябеды высокородной
Полунагая правота?
…Лишь стоит погреметь тобою
И дать с червонцами мешок
Мздоимству в когти серповидны —
И дело все с концом, и рок,
Всегда безденежный, ехидный,
Лицо суровое смягчит,
Сама Фемида улыбнется,
В дугу перед тобой согнется
И нехотя во всем простит.
И манифесты, уложенья,
Процесс, указы, учрежденья,
И совесть, честь и правый суд
Мгновенно скроются под спуд!
1824г.
Феонов Василий Тихоноич (1791-1835)
1. Слово ЗОЛОТО в нашей речи.
Богатый русский язык полон фразеологизмами (пословицами и поговорками). И в них часто звучит слово золото. Наверное, им давным-давно наши предки старались украсить родной язык общения. Филологи-исследователи называют это слово лексемой.
В большинстве случаев данная лексема употребляется в метафорическом значении.
Уже в бронзовом веке у некоторых народов золото выступало в качестве товара и становилось символом власти и богатства. Оно также считалось божественным металлом, возникшим из сияния лучей солнца.
Как раз эти блеск и ценность и легли в основу многих фразеологизмов.
Степень сохранности и чистота этого металла стала метафорически использоваться в языке как символы верности, надежности, непоколебимости, доброты, трудолюбия, мудрости.
Цвет же золота — как символ красоты.
Некоторые рассуждения о выше сказанном
А.
Начнём с собственно речи. ” Речь — серебро, молчание — золото“.
Пословица, превозносящая значение молчания над речью. Она приписана “мудрецам древности” и прослеживается с арабских текстов более тысячелетней давности.
Можно представить это как следующее: “Лучше ничего не говорить, чем говорить слишком много или говорить что-то неуместное“.
И оба металла здесь выступают как оценки ценности: серебряный язык и золотая тишина.
Архимандрит Амвросий (Юрасов) так трактует эту пословицу:
“- Дурная привычка – давать свободу своему языку, эмоциям. Для того, чтобы не шуметь, надо молчать.
– Избавиться от зла можно молчанием. Восстал против нас кто-то, перетерпи, выжди. Ведь смирение – великая сила.
– Молчи и не оправдывайся, хотя бы и был ты прав, потому что это Господь попустил для нашего смирения, для нашего внутреннего исцеления. Все мы больны: кто в большей, кто в меньшей степени, а значит, есть что лечить в нашей душе“.
https://happy-school.ru/publ/mudrye_slova/rech_serebro_a_molchanie_zoloto/108-1-0-14489
А вот и альтернативное мнение.
Стоит послушать авторскую песню Александра Галича 1963 года, в его же исполнении.
https://musify.club/track/aleksandr-galich-staratelskii-valsok-4241144
Старательский вальсок
Мы давно называемся взрослыми
И не платим мальчишеству дань,
И за кладом на сказочном острове
Не стремимся мы в дальнюю даль.
Ни в пустыню, ни к полюсу холода,
Ни на катере …к этакой матери.
Но поскольку молчание — золото,
То и мы, безусловно, старатели.
Промолчи — попадешь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!
И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду…
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание — золото.
Промолчи — попадешь в первачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!
И теперь, когда стали мы первыми,
Нас заела речей маята,
Но под всеми словесными перлами
Проступает пятном немота.
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем — доходней молчание,
Потому что молчание — золото!
Вот как просто попасть в богачи,
Вот как просто попасть в первачи,
Вот как просто попасть в — палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!..
1963 г.
Б.
А теперь о некоторых положениях, выражающих определённую закономерность. “Золотое правило“.
Представим себе, что речь здесь идёт о межличностных отношениях людей. И, наверное, прилагательное золотое в данном случае есть символ непоколебимости. “Непоколебимое правило“.
С одним правилом межличностного общения можно прочитать в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция… и в Евангелии от Матфея: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12).
Эта фраза, по сути, стала одной из частей закона “Категорического императива“, сформулированного немецким философом Иммануилом Кантом. И этот закон непосредственно связан с ещё одним правилом – «золотым правилом» нравственности.
По определению Канта, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения.
Основы категорического императива:
- Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
- Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
- Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.
Теория Канта говорит о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).
Принцип же гуманизма человека наиболее ярко выражается уже в “золотом правиле” нравственности.
«Золотое правило» нравственности подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя».
Следовательно, как категорический императив, так и «золотое правило» нравственности должны руководить действиями человека в повседневной жизни.
В.
И очень красивое и важное словосочетание — “золотой миллиард”.
В нём не всем простым обывателям понятно, чего же миллиард? Нет-нет, не денег в золотых слитках…
Поэт Андрей Григорьев нам отвечает:
… Вернуть в дремучие года –
Цель золотого миллиарда,
Народа много им не надо,
Здесь рай хотят лишь для себя.
29.03.2020г.
https://poembook.ru/poem/2371076-zolotoj-milliard
Понятным становится, что золотой миллиард — это метафора, используемая для обозначения численности населения самых богатых и развитых стран. То есть, населения самого ценного, избранного.
Название это изначально (1972г.!) было связано с суммарной численностью развитых капиталистических стран: США, Канады, Австралии, будущих стран Евросоюза, Японии, Израиля, Южной Кореи. СССР и Китая здесь не наблюдалось.
И кто же должен был дирижировать этим “оркестром”? Наверное, так называемое “Мировое правительство” (читаем в материалах “мировой паутины”). А это — единая политическая власть над всем человечеством при предполагаемом создании общемирового государства. Оно, как замышлялось, могло быть создано принудительно посредством политической силы, достигшей мирового господства.
И вот как это представлял себе Г.Б. Чисхолм, президент Всемирной организации здравоохранения в 1948 году: “Чтобы прийти к мировому правительству, необходимо изгнать из сознания людей их индивидуальность, привязанность к семейным традициям, национальный патриотизм и религиозные догмы… Уничтожение понятий истины и лжи, которые являются основой воспитания ребенка, замена веры в опыт старших рациональным мышлением – вот запоздалые цели… потребные для человеческого поведения”.
А можно господства достичь и добровольно, созданием наднационального союза (типа Евросоюза).
И каков же был тот расчёт?
По-видимому, так.
Из почти 8-ми млрд. населения мира должен остаться “золотой миллиард“. Как условно предполагает блогер газеты “Завтра” Андрей Сошенко (https://zavtra.ru/blogs/masonskoj_postup_yu_k_zolotomu_milliardu), в этом “золотом миллиарде” всего будет только один “золотой миллион” мировой элиты, а остальные 999 миллионов — “рабочий персонал” (уже по-моему: наверное, позолоченных, чтобы не портить картину), который будет лишь обслугой золотой элиты.
А как же избавиться от оставшихся 7-ми миллиардов населения мира, — планируют “сильные мира сего”? Конечно же, физической ликвидацией “излишек”. Этим и занят пентагон. Мало того, что от рук американцев в развязанных ими войнах (после второй мировой войны) по всему миру, погибли миллионы (по разным данным, от 20 до 30), сие государство опутало с юга наше государство несчётным количеством своих биолабораторий.
Проведение экспериментов по разработке биологического оружия, начатые американскими и японскими “учёными” ещё в прошлом веке, продолжается и сейчас. Избыток населения мира Америке не даёт покоя. И, конечно же, ими назначены лишними — люди России и Китая, никак не прогибающиеся перед их мультинациональным мировым владычеством.
Одну современную пандемию мир с огромными потерями, условно, уже пережил…
Что нас ждёт впереди? Вопрос очень интересный.
Но мировых судей над США пока нет…
2. “Золото манит нас…”
“…Золото – прекраснейший из металлов… С помощью золота можно не только делать все что угодно в этом мире, с его помощью можно извлечь души из чистилища и населить ими рай…”
Христофор Колумб (Письмо королю Фердинанду)
“Колумб открыл не только Америку. Главное открытие – в его словах, что в эпиграфе к преамбуле. В письме же королю Фердинанду человек, открывший Америку, и указал на главную тайну Создателя, утраченную вместе с гибелью Александрийской библиотеки.
И только сейчас в эпоху нанотехнологий и стремительного прогресса в лечении рака с применением ЗОЛОТА и других металлов платиновой группы (с высоким спиновым моментом), наиболее прогрессивная часть человечества начинает понимать: Почему над нами смеялись индейцы племен майя, когда человечество сделало ЗОЛОТО – разменной валютой в торговых операциях!”
© Наталья Чистякова (Ярославова)
© Ярослав Годунин
http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=15750
И ведь мало того, что золото стало валютой, немалая часть человечества превратила деньги в главную цель своей жизни; и ещё тысячи лет назад появилось выражение “поклонение золотому тельцу”.
И что же это за чудо-юдо такое?
Да это телец (или вол), рукотворный идол, вылитый из золотых украшений израильтян Аароном, сподвижником Моисея, выведшего свой народ из земель египетских.
Об этом читаем в Ветхом завете — Исход Глава 32.
И что же?
Спустившийся с горы Синай после длительного общения с Богом Моисей, увидевший сотворённые народом его бесчинства, собственноручно бросил в костёр золотого идола. А после повторного общения Моисея с истинным Богом и его решением, люди, праздновавшие сотворение Аароном по их настоянию другого бога, идола, были примерно наказаны за идолопоклонство.
Но крепка историческая память народов мира. Этот злополучный золотой телец не раз становился темой для создания мировых шедевров литературы и искусства.
— На первое, к примеру, картина
“Поклонение золотому тельцу” (1633-1634). Никола Пуссен. Холст, масло.154 х 214 см.
Национальная галерея. Лондон. Великобритания
На этой картине как раз и изображено поклонение израильтян золотому тельцу руки Аарона, о чём и шла речь выше.
— На второе – об опере Ш. Гуно “Фауст”, написанной в 1859 году композитором по либретто Ж. Барбье и М. Карре (русский перевод П. Калашникова) на трагедию И. Гёте, ария Мефистофеля как раз о том злополучном истукане:
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!
В умилении сердечном,
Прославляя истукан,
Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном,
Окружая пьедестал,
Окружая пьедестал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Этот идол золотой
Волю неба презирает,
Насмехаясь, изменяет
Он небес закон святой!
В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой
По клинку течёт булата!
Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!
— Ну, а на третье, о знаменитой песне из фильма, с которого мы начали разговор.
Мелодия песни, как её называют “Старый гриф-стервятник“, написана композитором Куинси Джонсом. В оригинале автором слов является Фредди Дуглас. А исполнителем был певец Хосе Фелисиано.
В советском же прокате песня эта была перезаписана на русском языке, перевод поэта Леонида Дербенёва. А исполнил её певец Валерий Ободзинский:
Птицы не люди – и не понять им,
Что нас в даль влечет?
Только стервятник, старый гриф-стервятник
Знает, в мире что почем.
Видел стервятник много раз,
Как легко находит гибель нас,
Находит каждого в свой час.
Не зная, что нас ждет в дали,
Мы вслед сжигаем сердца свои,
А грифу кажется, что это
Ползут по скалам муравьи.
Вновь, вновь золото манит нас!
Вновь, вновь золото, как всегда, обманет нас!
Вновь обещает радостный праздник
Нам Бог или черт.
Только стервятник, старый гриф-стервятник
Знает, в мире что почем.
Видит стервятник день за днем,
Как людьми мы быть перестаем,
Друзей ближайших предаем.
Прикажет желтый идол нам –
И мчим навстречу безумным дням.
А грифу кажется, что крысы
Бегут куда-то по камням.
Вновь, вновь золото манит нас!
Вновь, вновь золото, как всегда, обманет нас!
За нами гриф следит с небес,
Чтоб вновь найти добычу здесь.
И тот его добычей станет,
В чьем сердце пляшет желтый бес.
Вновь, вновь золото манит нас!
Вновь, вновь золото, как всегда, обманет нас!
Никак не соглашусь с двумя первыми строками третьего куплета:
Вновь обещает радостный праздник
Нам Бог или черт.
Верующий человек не может ждать обещанного от нечистой силы, каким бы оно ни было. А вот благодеяние Божие примет с радостью, как праздник.
Потому считаю, что это двустишие надо исправить так:
Вновь обещают каждый свой праздник,
Сам Бог или чёрт.
И ещё на закуску.
Среди многочисленных мифов Древней Греции, под стать золотому тельцу, существует
сказание о приключениях аргонавтов во главе с Ясоном. Путешествие их в поисках золотого руна.
А вот уже произведение к нам совсем близкое. Двадцатый век. Ильф и Петров со своим романом-фельетоном “Золотой телёнок“
Сюжет обыгрывает библейский образ “золотого тельца“, который иронически заменён на “золотого телёнка”.
Золото – металл, легко вступающий в соединение с людьми, приводя к их окислению и разложению.
Неизвестный автор (https://www.aphorism.ru/comments/r0s990xa6b.html)
3. Золото в жизни обычного человека.
Золото (Au, Aurum) ― химический элемент, благородный металл жёлтого цвета. В чистом виде мягкий теплопроводный металл с низким электрическим сопротивлением. Металл тяжёлый и плотный, шар диаметром 46,237 мм весит килограмм. Высокая плотность облегчает добычу ― золото промывают от породы. Пластичность позволяет раскатывать полупрозрачные листки сусального золота толщиной до 0,1 мкм. Металл плавится при температуре +1 064 оС, при 2 856 оС начинается кипение. Золото инертно, оно не образует оксидов и не взаимодействует с большинством кислот. Сам по себе Aurum нетоксичен, он оказывает антимикробное и противовирусное действие. На планете немало золотых месторождений, хотя содержание этого металла в земной коре низкое. Также небольшое содержание золота есть в морской и речной воде. За всю историю человечество добыло примерно 161 000 тонн золота. Самым активным потребителем золота остаётся ювелирная промышленность.
https://bbf.ru/quotes/?tag=5640
Любимые книги из домашней библиотеки
1. В.А. Обручев. Золотоискатели в пустыне. ГЕОГРАФГИЗ -1955
2. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Золото. Минск. 1983
3. О.М. Куваев. Территория. Кемерово. 1984
А.
Да-да. Точно сказано в подзаголовке о ювелирной промышленности. Я, девчушкой дошкольного возраста впервые услышала о золоте от подружки Нины, которой родители подарили красивые серёжки. И она с гордостью поведала нам, девчонкам, что они золотые… А понимание о том, что серьги — это ювелирные изделия, ясное дело, пришло к нам позднее. Хотя ведь и простая бижутерия считалась ювелирными украшениями.
О том, что золото — это металл, и что его добывают, в основном, из земли я впервые прочитала в книге, подаренной мне в школе за отличные успехи после окончания 2 класса ещё на Волге. Вот она, первая на фото книжной полочки-вставки: “Золотоискатели в пустыне” В.А. Обручева (1863-1956), русского и советского учёного. Помнится, на летних каникулах я читала вслух эту книгу шестидесятилетней бабушке, которая, наверное, о добыче золота слышала впервые, если только не делала вид, что не слышала.
А ведь это тот же труд шахтёров, как оказалось. В книге описывались события, происходящие в Китае в 19 веке. Добывалось золото китайскими рудокопами в глубоких шахтах при фонаре и только ручным способом, долблением неподатливой породы с помощью кирки и молотка. Куски руды в плетёных корзинах по ступеням, вырубленным в земле боковых стен шахты, вытаскивали мальчишки, используемые рудокопами для подсобных работ в шахте и по дому за возможность быть худо ли бедно накормленными. Это были родственники, а чаще, наверное, нанимаемые из бедняков.
Были в шахтном посёлке и некоторые приспособления механизации для обработки добычи рудокопов, но к которому добытчики переносили руду в корзинах на своих натруженных спинах. Это мельница для измельчения золотоносного кварца, приводящаяся в движение ишаком. И вода для промывки раздробленного кварца подавалась из неработающей уже шахты примитивным насосом, также приводимым в движение другим ишаком.
Обработка кварца проходила под надзором надзирателя, своего рода управляющего рудником. С ним рудокопы после обработки добытого рассчитывались полученным золотом, отчисляя часть его в казну и за услуги механизации. К тому же “жадный надзиратель” (так в книге названа одна из главок) постоянно при взвешивании очищенного от кварца золота на маленьких китайских весах-безмен (на которых он утяжелил стандартную гирьку) обманывал тружеников в свою пользу.
Но и они, не будь дураками, обнаруживая при долблении в шахте крупные жёлтые зёрна золота на отдельных кусках руды, собирали их в кучку, пряча в тёмных углах шахты от ребятишек-рудоносов. Затем опять же тайно от помощников дробили кварц внизу шахты, промывали же шахтной водой, что периодически собиралась на дне.
Золото, уже своё личное, тщательно прятали, чтобы в случае неожиданных обысков (по чьему-либо доносу), организованных надзирателем с вооружёнными солдатами, оно не попало в руки того же обиралы.
После прочтения этой книги я как-то неприязненно поглядывала на ушки подружки. Вот оно, какое золото…
Дорогая мне книжечка примостилась в первом ряду моей жиденькой ещё тогда книжной полки.
А вот через несколько лет уже в Целинной школе Оренбургской области мне повезло. В 1961 году нашему шестому классу была организована экскурсия в шахтёрский посёлок Прииск-Кумак Адамовского района, что в 60-ти км от нашего посёлка. Здесь, в золоторудном районе на востоке области велась добыча золота.
В шахту, по возрасту, нам спуститься позволено не было. Но дальнейшую технологию обработки поднятой из-под земли руды мы лицезрели. Показали нам в лаборатории прииска и золотые зёрна в чашке Петри.
Есть в интернете и вот такая информация из истории прииска:
Бытует и повторяется из уст в уста легенда о большом золотом кладе, захваченном дутовцами в годы Гражданской войны в Прииск-Кумаке, увезенном ими в Тургайские степи при отступлении. Якобы с ними ушло и несколько кумачан, пропавших затем безвозвратно.
Из книги Дреева П.Л. (https://dreev.ucoz.ru/index/priisk_kumak_chast_2/0-57)
Б.
Шло время, я всё больше и больше получала информации об этом драгметалле. Пополнялась и книжная полка, теперь уже домашней библиотеки.
Вот и Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852-1912), русский писатель, ко мне со своим “золотом” пожаловал. Он уже знакомит с “золотой лихорадкой” на Урале и в Сибири 1870-1880 гг. Одна из его книг так и называется “Золото” (второе фото полочки-вставки). Она о Зауралье, русской золотой “мекке”, с её спецификой, нравами и колоритом.
Читала эту книгу, пытаясь сравнивать с прочитанным у Обручева, ведь всё тот же 19 век.
До отмены крепостного права Балчуговский завод, на котором происходят события, описанные в книге, принадлежал государству. “Людей не жалели… На россыпи высылали их тысячи. Добытое таким даровым трудом золото составляло для казны чистый дивиденд“, — пишет автор.
В пореформенное же время, похоже, мало что изменилось. “Рвань какая-то, особенно бабы, которые точно сделаны были из тряпиц. У мужиков лица испитые, озлобленные. Непокрытая приисковая голь глядела из каждой прорехи“. Две сотни почерневших от времени избёнок на левом берегу речки, в которых обитало это нищенство, и было посёлком старателей, бывших каторжников и солдат, их охраняющих. Они работали артелью и получали зарплату. “Старательская артель… решала… задачу.., как, при наличности minimum’а благоприятных условий, не только ухитриться просуществовать, но еще выполнить maximum работы“.
Но жизнь бывшего каторжного гнезда мало изменилась. Деньги проедались и пропивались. “Нерасчётливый промысловый рабочий не умел сберегать на чёрный день, а добытые на приисках гроши пели петухами“. “Никто не думал о том, — пишет Мамин-Сибиряк, — чтобы завести новую одежду или сапоги. Все надежды возлагались на будущее“.
Большая часть жителей посёлка едва сводила концы с концами. Староста посёлка сокрушался: “Кругом золото, а в серёдке бедность“. “И это в такой местности, — сокрушается писатель, — где при правильном хозяйстве могло благоденствовать стотысячное население и десяток … компаний“.
“Но ведь промысловый человек был особенным, и, куда бы его ни сунули, он везде бредил золотом и легкой наживой. И это была именно та узда, которой можно было сдерживать рабочую массу”.
Если сравнивать “пахоту” на одиночных промыслах китайских добытчиков с российскими в то время, разницы практически нет. Механизация минимальна.
(Данных о государственной добыче золото в Китае до 1977 года в литературе нет).
А вот на заводах же Сибири, принадлежащих государству, а также богатым предпринимателям-арендаторам золотоносных земель добыча золота уже велась, по сути, в промышленных того времени масштабах. Ямы уже были глубокими и протяжёнными по горизонту.
Поверхностная масса золотоносного пласта, забои, добываемая вручную, лопатами и кайлами, на тачках доставлялись к отверстию из шахты, где были установлены вОроты, с помощью которых, опять же вручную, “выхаживали” наверх добытое под землёй, как золотоносное, так и породу.
К неподдающемуся забою камню “ребровику” уже применялся динамит.
С помощью же паровых машин работали “толчеи“, где добытое под землёй дробилось для промывки, а также насосы для подачи воды на промывку и откачки грунтовой воды.
Воровство при золотодобыче на российских приисках так же было живо, как и на китайских. Даже несмотря на военные строгости при разработке золота в дореформенные времена, рабочие ухитрялись его воровать. Таковых примерно наказывали, как то — прогоняли сквозь палочный строй, оставшихся в живых ссылали в Восточную Сибирь в бессрочную каторгу.
С отменой крепостного права принудительный труд был заменён вольнонаёмным. Теперь нужно будет платить каждому рабочему. Некоторые прииски становились убыточными, обходясь казне иногда “в пять раз дороже его биржевой стоимости”, тогда государство передало их в частные руки. Воровство и тогда продолжалось. Это было и на казённых, и на частных промыслах. От государства периодически подсылались сыщики под видом скупщиков, будто бы для покупки золота у тех, кто скрывает добытое или ворованное от сдачи государству, тогда-то нечистые на руку и попадались, за что их и ждала тюрьма, а затем и ссылка.
А было и такое, что “для отвода глаз” предпринимателями заводились прииски, на которые записывалось скупленное у мелких старателей золото. Мамин-Сибиряк пишет, что эти “дутые” прииски называли на Урале “бездушными”. Таковые были действительно “без души”, т.е. стояли пустыми, лишь на короткий срок там “показательно” организовывались работы.
Колорит рассказываемому в романе придаёт прекрасный язык автора с красивыми метафорами, красочными описаниями природы и активно движимым сюжетом. Но целью писателя было донести до читателя своё видение погибельной для человека “власти золота”.
Вот только лишь двое мужчин из действующих лиц романа, связанные на ниве добычи золота, но по-разному относящиеся не только к его ценности, но и к его месту в жизни человека.
Это:
Карачунский Станислав Раймундович, перекрещенный рабочими в Степана Романовича, — в течение последних двенадцати лет главный управляющий шахты Балчуговская,
и
Зыков Родион Потапыч — главный штейгер этой же шахты, но с сорокалетним стажем.
Родион Потапыч Зыков, бывший крепостной, сосланный на каторгу, прикипевший к золотому промыслу, и после освобождения не покинул этот край. Выросший до должности главного штейгера (горного мастера), привыкший к старым порядкам управления на шахте, новое просто не понимал и пытался “ломать себя через колено”. Да, он любил золото, но не как металл, за который люди гибнут, а как то, что дадено им богом для честного их труда по добыче этого дара. Именно таким трудом этот человек завоевал уважение не только начальства, но и работяг, которые мало того, что уважали его, но и побаивались его верного порядку глаза, как бы не было воровства.
До глубокой старости большую часть жизни проводил Родион Потыпыч на шахте за любимой работой. Он даже дома появлялся лишь в субботу — помыться в бане. Работал не ради богатства, а на совесть. Довольствовался хорошим заработком за его честный труд.
Из инженеров на шахте главный штейгер уважал только многолетнего управляющего Карачунского за его грамотное техническое руководство добычей золота, как бы забывая о том, что в казённое время Степан Романович вместе с тогдашним начальством участвовал в обмане государства. Нет, там не было воровства золота как такового, там были разнообразные махинации с учётом добытого.
(Отчаянный франт, идол женщин, всегда улыбчивый, Карачунский шутя проживал жизнь, — как пишет автор). До поры.
И это пора пришла. Неким Кишкиным, добытчиком, как раз и открывшим в этом месте золотую россыпь, считавшим себя некогда обделённым, было затеяно дело, касающееся лиц, управляющих добычей золота в недалёком прошлом.
И Карачунский понял сразу, что дело это для него будет серьёзным. Чего же так испугался нынешний управляющий, работающий в то время на должности пониже? Наверное, того, на что мог указывать в доносе свидетель тех событий.
Заглянем и мы в сей документ. Вот они указки на массу приписок в документах, к примеру: количество занятых рабочих вместо десяти писалось сто; вместо ста кубов вынутой земли – писалось тысяча; на выданных трёх сторублёвых бумажек десять тысяч уворовывалось. Без “всякого Якова” старый разрез списывался за новый, в карман при этом клалось чистыми сорок тысяч рублей, выданных казной. Ну, и самое броское: золотник золота (4,266г) обходился казне в 27 рублей при номинальной его стоимости в 4 рубля…
А ведь руководство добычей за прошедшее время не раз менялось. Богатенькое прошлое начальство жило припеваючи, а крайним оказался нынешний — Карачунский. Доносчик же хоть и знал доподлинно обо всём том прошлом, так как занимался в то время отчётными бумагами в конторе и получал по своим “серьгам”, но за прошедшее время всё “нажитое непосильным трудом” промотал, и решил покуражиться…
И вот обеспеченная жизнь Карачунского в большом красивом доме дала трещину. Беда уже стучалась в дверь. Следствие по доносу Кишкина двигалось к завершению. Дополнительно был обнаружен непорядок в учёте шахтного оборудования, передаваемого от одного руководителя другому. Неприятности накручивались одна на другую как снежный ком. Опасность грозила не только подследственному лично, но и его имуществу.
“Сознавая всю опасность своего положения, он гордился тем, что ничего не боится и встретит неминучую беду с подобающим хладнокровием”. Но после того, как его отрешили от должности и передали дело в суд, им и было принято единственное правильное для него решение…
“При самоубийце оказалась записка, нацарапанная карандашом в конторе Родиона Потапыча: “Умираю, потому что, во-первых, нужно же когда-нибудь умереть, а во-вторых, мой номер вышел в тираж… Уношу с собой сознание, что сознательно никому не сделал зла, а если и делал ошибки, то по присущей всякому человеку слабости. Друзей не имел, врагов прощаю”.
Искреннее всех горевал Родион Потапыч по уходу из жизни своего застрелившегося начальника. Но то, что ему далее пришлось пережить, и как всё в его жизни закончится можно выразить достаточно просто: “неисповедимы пути господни”.
Нет, он не последует вслед за почившим. Он просто сойдёт с ума.
Казалось бы, живи и радуйся любимым трудом. Наконец-то, на его любимой шахте открылась та жила, к которой они с Карачунским так долго пробивались. Но…
События, идущие в параллель с положительными, сделали своё недоброе дело.
И как тут было выстоять духом этому старому человеку?
А причиной тому стал опять тот самый Кишкин, ещё до гибели Карачунского получивший личный отвод на добычу золота и вдруг вновь разбогатевший. Что стало жуткой завистью едва сводивших концы с концами работяг кайла и лопаты. А зависть к добру не приводит. Вот и здесь случилось оно, то недоброе. Смерти родных Зыкова!
Сперва на пожаре сгорела Лукерья, богатенькая родная сестра его покойной первой жены. Спасала из огня подожжённого родным сыном дома свои “капиталы”, накопленные в том числе и не без участия Кишкина, снимавшего у неё жильё, а также от процентов за её ссуду ему на устройство своего золотого “бизнеса“.
Самое же страшное, что на прииске с зарезанным при ограблении его кассы Кишкиным были убиты, чтоб не стали свидетелями, дочь Родиона Потапыча (хозяйствовавшая на шахте) с его внуками, малыми детьми, жившими летом у тётки.
Преступника следствию установить сразу не удалось.
Убийцей же, по его собственному признанию, оказался муж старшей внучки Родиона Потапыча. Вместе с сообщением о смерти жены при родах он подробно рассказал её деду весь процесс подготовки и убийства им Кишкина и свидетелей, оказавшихся при этом, чтобы завладеть деньгами разбогатевшего на сдаче золото в казну. Убийство совершил сначала в паре, а потом избавился и от напарника. После предсмертного осуждения супругой случившегося он и пришёл с покаянием к главе большого семейства и просьбой сдать его правосудию.
Связав верёвкой руки зятя, захватив с собой топор, главный штейгер спустился в ещё не запущенную в эксплуатацию шахту. “В последний раз он полюбовался открытой золотой жилой, а потом поднялся к штольне. Здесь он прошел к выходу в Балчуговку (речку) и подрубил стойки, то же самое сделал в нескольких местах посредине и у самой шахты, где входила рудная вода. Земля быстро обсыпалась, преграждая путь стекавшей по штольне воде“.
Сдав убийцу органам, вернулся на шахту. В ту же ночь её затопило водой.
А старый человек, посвятивший себя любимой работе, сидел наверху и смеялся над содеянным сумасшедшим смехом.
Наверное, в здоровом ещё его подсознании хранились те же мысли, что и у
одной читательницы по прочтении ею “Золота“: “Над всем витает призрак золота, манит, смеется, уплывает из рук, обещает богатства и счастье, но верить этому мороку себе дороже“.
(https://www.livelib.ru/review/2040943-zoloto-dmitrij-maminsibiryak)
Интерлюдия
Всё добываемое в государстве золото составляет золотой резерв страны.
В настоящее время это — запас аффинированного золота (обработанного, в слитках), находящийся в ведении Банка России и являющийся частью золотовалютных резервов страны.
О золотом запасе Российской империи в 19 веке, времени событий по добыче золота, художественно описанной Маминым-Сибиряком, читаем у В.В. Данилевского в его “Русском золоте“:
“Подготавливая Крымскую войну, Пальмерстон и другие главные
организаторы ее отлично знали, что если на долю царской России в сороковых
годах XIX века приходилось 40% мировой добычи золота, то уже в 1852 году
империя Николая I давала лишь 8,9%, Австралия 45,9%, Калифорния 35,1%
золота, добываемого во всем мире”.
В начале 20 века, в 1914 году, золотой запас Российской империи составлял около 1400 тонн, будучи крупнейшим в мире.
А далее у В.И. Ленина в его работе “О значении золота, теперь и после полной победы
социализма”, ПСС, т. 44. — отмечено следующее:
“…Из-за золота перебили десять миллионов человек и сделали калеками
тридцать миллионов в “великой освободительной” войне 1914 – 1918 годов“.
“Во 2-й половине 1930-х годов СССР вышел на второе место в мире по золотодобыче, обогнав Соединённые Штаты и Канаду и уступая только Южно-Африканскому Союзу.
…в результате победы в ВОВ золотой запас СССР пополнился за счёт конфискаций и репараций. В начале 1950-х годов в СССР ежегодно добывалось более 100 тонн золота. Объём золотого запаса СССР … к 1953 году составил 2049 тонн.
В последующие десятилетия золотой запас страны преимущественно снижался…”
(https://ru.wikipedia.org/wiki)
В.
Вот как раз об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х — начале 1950-х гг. третья книга на моей полочке-вставке “Территория” Олега Куваева (1934-1975), советского геофизика, писателя, нашего современника. Закончен роман в 1973 году. Впервые напечатан в журнале “Наш современник” (1974, № 4, 5). В “Роман-газете” вышел (1975, № 3 (769)). Отдельной книгой впервые выпущен издательством “Современник” в 1975 году посмертно, в 40 писателя лет.
Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай…
Познай, где свет, поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума…
Это А. Блока “Возмездие”
А вот продолжение от О. Куваева: “Жизненная наука заключается в том, что никогда не надо сдаваться раньше конца. И никогда не надо спешить раньше начала“.
В отличие от предыдущих двух произведений о тяжком труде золотодобытчиков, роман Олега Куваева “Территория” так же о не менее тяжёлых поисках, разведке и последующем открытии месторождения золота. Что же это за этапы?
Поиск – комплекс работ на основе имеющихся знаний и теорий, направленных на отыскание и перспективную оценку.
Разведка – экономическая оценка и подготовка к разработке найденных месторождений.
В далёкие послевоенные годы на северо-востоке страны были открыты золотые россыпи в районе Реки (Колымы), где и был основан Город (Магадан). В годы же описываемых автором романа событий добыча золота из золотонесущих гранитов Реки резко упала. Новых месторождений открыть в этом районе не удавалось.
В районе же Территории (Чукотка), велись поиски месторождений олова, так же нужного государству.
Оба района относились к Северстрою (Дальстрою), Главному Управлению строительства Дальнего Севера. Заповедь Северстроя гласила тогда о том, что олово и золото несовместимы в одной провинции. Однако, золото на Территории пытались искать. Энтузиасты геологии. Как то — Михаил Катинский, оловянщик, руководившей партией, устанавливающей границы оловоносной провинции. Пробы с весовым золотом в трёх шурфах подвигли опытного геолога обратиться к руководству Северстроя о переориентации своей партии на поиски золота.
Но Катинского “уничтожили” насмешкой и властью “боги” управления. Слабым оказался человек. Уехал в Среднюю Азию.
Но нашлись-таки смелые люди-продолжатели…
Один из них — Чинков Илья Николаевич, главный инженер/геолог геологического управления Территории, находящегося в Посёлке (Певек), уже лауреат Государственной премии за открытие, ранее, его экспедицией самой северной золотой россыпи Реки.
Второй — Сергей Баклаков — геолог-съёмщик, работавший на Территории всего два года после окончания Московского Геологического.
Куценко Клим Алексеевич — лучший промывальщик Реки.
На одном из совещаний Северстроя в Городе руководством было открытым текстом заявлено, что в связи с сокращением государственного финансирования разведочных работ Главного управления в целом, планируется временно прикрыть геологическое управление Посёлка. Киношный же Чинков (фильм “Территория”, снятый по мотивам романа в 2014 году), самовольно покидая то совещание, тихонько произнёс: “Территорию” я вам не отдам“.
Ещё два года назад, собирая в свою чёрную папку материалы по Территории, он “выдумал какую-то комиссию по проверке архивных фондов, сам стал ее председателем и прочел все, что можно прочесть, не вызывая расспросов”.
Как раз тогда главный инженер и познакомился с отчётами об исторических экспедициях в этот район, практически, неудачных. По которым и были сделаны выводы о его незолотоносности. Здесь же Чинков ознакомился и с докладной запиской Михаила Катинского по его соображениям об идентичности золотонесущих гранитов Реки и Территории. И понял, что главной ошибкой руководителя партии в то время было не останавливаться на трёх шурфах, а пробить максимальное число горных выработок и доказать, что есть россыпь золота, а не случайный карман. Трёх проб для окончательного вывода о золотоносности района было явно недостаточно.
Чинков всем нутром чувствовал, что золото на Территории однозначно есть. Но теперь, когда вопрос о дальнейшей разведке даже олова здесь встал ребром, решил, что не сказал именно он своего последнего слова уже о золоте этого района.
О неожиданных результатах того, что было предпринято главным геологом управления Посёлка по разведке золота в параллель с плановой разведкой олова Территории, стало известно начальству Города, пожелавшему присутствовать на защите отчётов партий за прошедший сезон.
— Съёмщик Баклаков, в нарушении правил, запрещающих одиночные маршруты, был отправлен в рекогносцировку, с большим количеством отбора проб, из долины реки Эльгай (Ичувеем) к реке Ватап (Ватапваам), через неё — по гранитным массивам Кетунгского нагорья…
— Промывальщику же Куценко требовалось пойти на север, чтобы попасть в самые верховья Правого Эльгая для отбора шлихов…
На защите, в устном отчёте, Баклаков описал геологическое строение реки Эльгай, рассказал о двух типах гранитов, древних и молодых, теперь, видимо распространённых по всей Территории. Коснулся и о возможном делении лав Кетунгского нагорья. Изложил и возможные перспективы золотоносности. Посетовал, что данных по разведке пока нет, промывка шлихов намечена на весну.
Чинков же вставил дополнительную информацию по выводам Баклакова: молодой геолог изложил мнение о возможном для Территории типе ловушек для золотых россыпей. Они “приурочены” к зонам пересечения разломов местности.
Сожалеть об отсутствии данных по разведке Баклакову долго не пришлось. Прямо на совещание прибыли “разведчики недр” и доставили пронумерованные мешочки со шлихами золота, намытыми Куценко.
Завершающим стало сказанное Чинковым:
“Как подтверждение взглядов авторов отчета на золотоносность, мы можем продемонстрировать пробы из долины реки Эльгай. Еще раз напоминаю, что пробы намыты именно в том месте, которое теоретически предсказал инженер Баклаков”.
Вот так было открыто золото Чукотки. И всё теми же ногами, как средством передвижения, и тем же молотком, как инструментом познания (по словам О. Куваева).
А о подробностях тяжкого труда геологов, что я отмечала в начале, если не представить мысленно, то можно посмотреть в двух художественных фильмах по мотивам романа.
— “Территория” — советский фильм, 1978г. Режиссёр Александр Сурин.
— “Территория” — российский фильм, ремейк. 2014г. Режиссёр Александр Мельник.
Вместо эпилога
Эдуард Асадов. 1969г.
Золотая кровь
«Ученые Грузии нашли золото в составе крови человека».
(Из журнальной статьи)
Не так давно ученые открыли
Пусть небольшой, но золотой запас.
Они его не в рудниках отрыли,
Они его нашли в крови у нас.
И пусть всего-то малая частица,
Не в этом суть, а суть, наверно, в том,
Что в нашем сердце золото стучится,
И мы весь век живем, как говорится,
Согреты этим золотым огнем.
Мы знаем фразу: «золотые руки!»
Иль, скажем: «Золотая россыпь слов!»
Теперь буквально с помощью науки
Сказать мы вправе: «Золотая кровь!»
И может быть, с момента первородства,
Чем было больше золота в крови,
Тем больше было в людях благородства,
И мужества, и чести, и любви.
И я уверен в том, что у Чапая,
У Фучика, у Зои, у таких,
Кто отдал жизнь, не дрогнув, за других,
Струилась кровь по жилам золотая!
И право, пусть отныне медицина,
Ребят готовя в трудные бои,
Глядит не на процент гемоглобина,
А на проценты золота в крови.
И нет верней проверки на любовь,
На мужество и стойкость до конца.
Где полыхает золотая кровь,
Там бьются настоящие сердца!
КАК ЗЛОБОДНЕВНО!
*
–
Удивительно точное исследование! Много интересных параллелей. Спасибо, Алина!