Ока (XII часть)

Loading

…(А) теперь хвалу простую Про одну сложу реку: Голубую,

разливную, Многоводную Оку…

Часть двенадцатая

16. Арзамас. Нижегородская обл.

1. Неожиданная встреча с рекой Тёшей на въезде в Арзамас.

2. Мост через Тёшу.

3. Прогулка по берегу Тёши.

4. Вид на Арзамас с Тёши (фото из интерн.)

 

Преамбула

 

В предыдущей поездке, выезжая из Мурома по вантовому мосту через Оку на автотрассу в сторону Арзамаса (из Рязанской в Нижегородскую область), мы сожалели, что расстаёмся с рекой надолго. Но случилось чудо… На въезде в город нам предстояло движение по мосту через какую-то не очень широкую речку. На знаке перед въездом на мост читаем:

“р. Тёша”. Название это нам показалось знакомым, где-то в путешествиях уже встречалось…Вспоминаем… Да! При поездке в Болдино, на въезде в город Лукоянов (Нижегородская обл.), переехав через какую-то речку, остановились на отдых прямо у съезда с моста. И тут только мы прочитали её название. Тёша! Посмеялись, а почему не “Тёща”, к примеру, и надолго забыли. И вот тебе на! Новая встреча. Тут уж смартфон нам помог. Оказалось, что наша любимая Ока нам привет прислала, перекрыла дорожку своим притоком, а раз Тёша, значит дочкой.

 

I. Ещё одна река в копилку нашей темы

 

Под горою – Теша, старая мельница, Козий остров, перелесок, а дальше – овраги и синяя каемка городского леса... Тропка в Ивановское проходила по берегу Теши... (А.П. Гайдар. “Школа”)

Вот это да! Кто же из нашего поколения не читал “Школу” Гайдара. Но, увы, в памяти стёрлось название речки. Теперь! порассуждаем, что же это за Тёша такая?

 

К сожалению, как пишет в своей статье исследователь этой темы Сергей Колибаба (https://proza.ru/2017/04/15/1507): “Гидроним не истолкован. Этимологии нет”.

 

А ведь и правда. Вот лишь два мнения.

— Трубе Л.Л. в работе “Как возникали географические названия Горьковской области (Нижегородской обл.)”, стр. 63 пишет:

Тёша (правый приток Оки, длиной в 280 км (в Википедии – 311км) и площадью бассейна в 8000 кв. км) — название произошло, как гласит предание, приведенное Мельниковым-Печерским в «Очерках мордвы», от имени мордвина Тёша, который первым вместе с сыновьями поселился на берегах этой реки, на месте современного Арзамаса. Но скорее наоборот — Тёш получил свое прозвание по реке (как это бывало в иных случаях)”.

 На странице “Мастор/Эрзянь мель” “в контакте” 27 июня 2018г. читаем их заметку.

{Мастор — Земля, территория, сторона и страна (эрз.). “Мель” — ощущение. мнение, чувство, мечта, чаяние (эорз.)}

“Название реки Тёша связанно с легендарным правителем эрзян (Тюштя. Тёш-атя), имя которого в свою очередь происходит от эрзянского тёжа – тысяча
Тюштя, вероятно, Тёж-атя = старейшина-тысячник.”
https://vk.com/wall-33938991_2839

Течёт эта река с юго-востока на северо-запад по Приволжской возвышенности, в низовьях — по Окско-Тёшской низине. Берёт начало в 5 км от города Лукоянов (что на пути в Болдино!) около села Большое Лукояновского района. А впадает она в Оку ниже города Мурома. Ширина её от 10 м у Шаткова и 20-30 м у Арзамаса, до 50 метров в нижнем течении. Несудоходная.

Имеет множество притоков, как с левого берега, так и с правого.

Водами на сезон река запасется преимущественно от таяния снега. Замерзает и вскрывается она, как правило 25 октября и 5 апреля.

Берега реки плотно заселены. В некоторых местах на побережье имеются минеральные источники с сульфатно-калиевыми и сероводородными водами. Есть в пойме Тёши и несколько карстовых озёр с лечебной грязью.

P.S.

Что удивительно, погулять по набережной Тёши в городе нам не удалось, затратив много времени, мы так и не нашли спуска к ней с высокой горы Арзамаса. Набережной, как таковой, просто нет. И лишь покидая место нового знакомства, переезжая в обратном направлении тот самый мост, о котором говорилось в преамбуле, мы сделали остановку и по луговой тропинке таки добрались до нашей деточки Оки, заросшей травой и камышом, но очень красивой.


II
. Старинный город на Тёше.

Вот как описывал город Арзамас и происходившее в нём Максим Горький в своём письме А.П. Чехову 8 или 9 мая 1902г.:

“Вот я и в Арзамасе, дорогой друг Антон Павлович! Любуюсь церквами — их здесь 36 штук! – а о жителях слышал, что они меня боятся и будто бы по поводу появления моего говорят так: «Вот не было печали, так черти накачали! Пойдут теперь и у нас прокламации с революциями». Никто ко мне — кроме разных людей низкого звания — не ходит, опасаясь, что визит такой может наложить пятно неблагонадёжности, а я этому рад. Живу себе да дрова колю, для гимнастики. Кажется, много буду писать, хотя ещё не начинал…”.

(https://arzbiblio.ru/index.php/2009-10-07-06-13-00/2009-11-29-17-05-15/2208-vot-ya-i-v-arzamase-a-m-gorkij-ob-arzamase-v-perepiske-1902-g)

Наш земляк Алексей Максимович Пешков посетил ещё вон когда этот город.

Мы же, ребятишки уже пятидесятых годов, про него и слыхом не слыхивали. А вот выражение, оказывается, с его названием — “Один глаз на Кавказ, а другой на Арзамас

— “употребляли”, имея в виду очень любопытных людей, которые одновременно одним глазом смотрят на того, с кем общаются, а вторым глазом косят куда-то в сторону, подсматривая за кем-то или за чем-то.

 

А нам на долгой дороге к географическому городу Арзамасу в школьные годы ещё предстояло знакомство с Арзамасом литературным.

По сути, предстояло заехать в С.-Петербург, там ведь появился новый “Арзамас” и существовал в 1815-1818 годах.

Это — “Арзамас” или “Арзамасское общество безвестных людей“– дружеский и политический кружок, в который входили Василий Жуковский, Дмитрий Дашков, Александр Тургенев, Дмитрий Блудов и др. Создан он был для противодействия другому кружку, именуемому “Беседой любителей русского языка“и возглавляемому литератором и государственным секретарём Александром ШишковымПоэты “Арзамаса” объявили себя последователями Карамзина и правопреемниками его новшеств в языке и литературе и высмеивали шишковистов за приверженность жанрам XVIII века и устаревшего языку. К примеру, Александр Шишков считал, что вместо заимствованного слова «калоши» использовать нужно русский аналог «мокроступы», вместо «фонтана» — «брызгомет», а вместо «статуи» — «каменную бабу».

Арзамасцы первыми начали писать как стихотворения, так и письма только по-русски, вопреки засилью в отечественной литературе и устной речи французского языка. А ещё утвердили собственный критерий творчества — эстетический вкус.

Заседания общества проходили весело: читались смешные речи (“хоронили” членов “Беседы”). Протоколы заседаний оформлялись гекзаметром, устраивались “обряды” посвящения в общество.

Придуман был и собственный ритуал, в конце очередного собрания поедался жареный жирный гусь. Традиция эта символизировала уничтожение гордыни, воплощением которой в мифологии многих народностей был именно гусь. Члены общества именовали себя “гусями”, само братство — “гусятником”, а учителей — “почётными гусями”. Был награждён титулом ” почётного гуся” и писатель историограф Николай Карамзин.

Арзамасцы кружка разрушали жесткие рамки классической эстетики, боролись с литературной безвкусицей и создавали русский литературный язык.

Теперь пришло время ответить на вопрос, почему этот кружок назван “Арзамасом“. Конечно же, от птицы гусь! А откуда в те времена привозились в С.-Петербург жирные гуси? Да из города Арзамаса Нижегородской губернии! В те времена считающийся в России гусиной столицей (подробности — в подразделе 4″Талисман процветания — гусь лапчатый”).

P.S. Из школьной программы по литературе прочно хранилось в памяти, что А.С. Пушкин был активным членом “Арзамаса”, носящим прозвище Сверчок. Но увы!

На сайте https://stihi.ru/2017/05/17/5146 со ссылкой на документы говорится о том, что Пушкин впервые появился только на последнем заседании кружка “Арзамас”, где читал фрагменты из своей первой поэмы “Руслан и Людмила”.

 

Ну вот, а теперь уж мы точно в Арзамасе географическом.

1. Арзамас с высоты (фото из интерн.)

2. Благовещенская церковь. 1775-1788гг. На площади памятник патриарху Сергию (Страгородскому). 2017г. Освящён патриархом Кириллом (фото из интерн.)

3. Памятник А.С. Пушкину. Площадь Пушкина. 1999г. Скульптор В.М. Клыков. Архитектор А.Н. Столяренко (фото из интерн.) Арзамасские краеведы считают, что А.С. Пушкин посещал этот город 9 раз на пути в Болдино и обратно (фото из интерн.).

4. Мемориал” В память погибшим 4 июня 1988года”. Недалеко от станции Арзамас-1. Автор М.М. Лимонов (фото из интерн.)

 

Любое название российского населённого пункта по-своему оригинально. Вот и название города Арзамас интригует. Что же оно в себе зашифровывает?

 

— Поскольку ойконимы, как правило, обычно увязываются с именами первопоселенца этих мест, то название города Арзамаса проецируется на мордовское имя собственное Арземас (Арзамас, Орземас), которое значится в писцовых книгах Среднего Поволжья в XVII веке. На месте города в начале 70-х гг. XVI века было Арземасово городище. В первой четверти XVII века название, уже города, приобретает современную форму Арзамас.

— Существует и такое объяснение, что название Арзамас образуется их двух слов: “эрзя” и “маз”. То есть, красивое (по мордовски “маз”) и самое лучшее поселение мордовского племени “эрзя”.

— Ну, и для сохранения памяти о двух мордовских героях Арзая и Масая, оказавших услугу самому Ивану Грозному –Арзамас. Кажется, самый простой вариант.

 

Городом 33 церквей называют Арзамас, поскольку к началу XIX века в нём было 33 храма. В настоящее время в городе 36 церквей и 4 монастыря.

Возраст же города доподлинно неизвестен. Но, как у многих российских городов XVI века, история началась с рождения военной пограничной крепости (кремля, см. далее). Отсчёт лет городу начался условно с 1578 года. По историческим документом с этого времени Арзамас значится и как крепость, и как административный центр большого уезда. Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ Русского государства.

 

Не прошли мимо Арзамаса события Смутного времени. Отмечен в истории 1608 год, когда рязано-арзамасское ополчение, собранное на подкрепление царских войск, было разгромлено отрядами Лжедмитрия II под Зарайском. А после освобождения Москвы, где в 1613 году собрались выборные люди, игумен Спасского монастыря Иов принимал участие в выборе царя.

С XVII века город становится важным транзитным пунктом на пути из Москвы на юго-восток страны. Торговля вообще, а особенно луком и гусями (см. далее) прославила город по всей России, арзамасцев прозвали “луковниками” и “гусятниками”.

Арзамасу благоволил царь Михаил Фёдорович. К Спасскому мужскому монастырю, построенному после основания города вне крепости, в 1634 году по государеву указу, связанному с рождением наследника престола, прибавился Алексеевский Новодевичий монастырь. Затем получил известность Троицкий особый монастырь.

С 1615 года для охраны юго-восточных рубежей государства Российского, с перерывами, проводилось строительство Арзамасской засечной черты.

В 1634-1643гг. были построены соборная церковь Преображения в Спасском монастыре, в 1651г. — пятый по счёту монастырь, и в 1675 году — каменная церковь Иоанна Богослова.

В 1669-1671 годах город Арзамас стал одним из центров Крестьянской войны под предводительством Степана Разина. “Местные отряды возглавляла “старица Алёна Арзамасская-Темникова. В 1670 году (октябрь-декабрь) в городе казнят разгромленных войсками князя Ю.Долгорукова участников крестьянской войны; в декабре происходят пленение в Темникове Алёны-Арзамасской и её казнь на костре”.

В 1708 году была образована Арзамасская провинция. А с 1719 года Арзамас стал главным городом провинции, входящей в Нижегородскую губернию.

В 1726 году случился большой пожар, уничтоживший стену крепости (см. кремль), Николаевский монастырь и много домов жителей. Численность же населения к 1737 году достигала 7 тыс. чел., чуть менее, чем в Нижнем Новгороде. К 1779 году — это уже уездный город.

В 1774 году (июль-август) провинцию не обошло и пугачёвское крестьянское восстание. Правительством в город введены войска. В августе сюда прибыл А.В. Суворов. В начале ноября через город под конвоем в Москву был провезён Емельян Пугачёв.

 

В четвёртой четверти XVIII века наступил “Золотой век Арзамаса” (1775-1850).

Кратко можно процитировать (подробности там же):

“Наступление спокойнаго времени. Тракты проходившие через Арзамас. Обилие рыбы. Баснословная дешевизна икры. Постоялые дворы. Процветание ремесел кузнечнаго, каретнаго и шорнаго. Кожевенные заводы. Места куда сбывалась юфть. Именитые заводчики”.

https://arzemas.ru/news/arzamasskie-ocherki/xviii-zolotoj-vek-arzamasa-1775-1850-g-g-22.html

 

Теперь шагнём сразу в век двадцатый.

 

События Революции 1905 года вызвали в Арзамасе усиление стачечного движения. Манифест же 17 октября и вовсе внёс раскол рядов протестующих.

После подавления декабрьского 1905 года вооружённого восстания в Москве в Арзамасе и уезде охранкой были разгромлены социал-демократические кружки, РСДРП перешла на нелегальное положение.

Протестное движение в городе активировалось в 1912 году. Арзамасские социал-демократы признали ЦК во главе Лениным своим руководящим центром.

События обеих революций 1917 года прошли относительно мирно. 17-18 декабря в Арзамасе провозглашена Советская власть.

 

В напряжённый период ВОВ город был выбран одним из мест Ставки Верховного Главнокомандывания на случай сдачи Москвы. С 17 октября по 20 ноября 1941 года

здесь находился эшелон Генерального штаба во главе с Маршалом Б.М. Шапошниковым.

 

Железнодорожный узел нёс большую нагрузку. Через станцию Арзамас шли воинские эшелоны, составы с боеприпасами из Сибири, с Урала и Дальнего Востока.

В городе были развёрнуты пять госпиталей и эвакопункт.

Работа предприятий города и колхозов района, как и повсюду в стране в военное время, была оптимизирована объединяющим всех призывом “Всё для фронта! Всё для победы!”.

 

Послевоенный период 1950-1980 гг. характерен значительным промышленным и социальным развитием. Построены ряд крупных предприятий, численность населения 3-кратно увеличилась (по данным Википедии: 100 тыс. чел. в 1982 г.).

Современный Арзамас — крупный культурный и промышленный центр.

 

Город можно разделить на две условные части – историческую и современную. Историческая часть Арзамаса очень компактная, практически все достопримечательности расположены не далее километра от Соборной площади.

Соборная площадь — главная площадь города. Она является общественно-культурным центром города. Здесь проводятся все значимые городские торжества и празднества.

Название площади оправдывают три культовых сооружения, предназначенных для совершения богослужений и религиозных обрядов:

— Церковь живоносного источника. Постр. в 1794г.

— Воскресенский собор. Постр. в 1842г.

— Церковь Иконы Божией Матери Казанская (крестильная). Постр. в 2002г.

 

После посещения этих трёх святых мест мы отправились в Благовещенскую церковь по адресу: площадь Сергия Страгородского, 1 (подписи на фото 2 заставки)

 

Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно,

И в этот миг о тяжести оков

Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя

Душевная живительная влага,

И хочется обнять весь мир, любя,

И раствориться в нем, другим во благо.

А сердце, окрыленное мечтой,

Вновь видит твою главную дорогу.

Знакомые слова молитвы той,

Наполненной любовью к людям, Богу…

Якунина Вероника “Колокола города Арзамаса”

 

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы — православный храм Нижегородской епархии, приписанный к Арзамасскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю.

Постройка церкви была начата в 1775-м и завершена в 1788 году.

Строительство шло на средства богатых прихожан и по инициативе дворянина Ивана Михайловича Булгакова. Он же пожертвовал храму украшенное серебром и золотом напрестольное  Евангелие (издание 1628 г.) весом около двух пудов. Поэтому его хранили в алтаре в особой стеклянной нише  и за Богослужением не употребляли.

Строительство новой каменной двухэтажной Благовещенской церкви, положило начало строительству двадцати пяти церквей города в его «золотой век» (см. выше).

Церковь считалась самой богатой в городе. Её прихожанами были купцы,

зажиточные горожане, и потому в народе её называли «купеческой».

Церковь была «двухрамовой», т.е. состояла из двух храмов – внизу тёплый, наверху холодный.

Убранство Благовещенской церкви поражало богатством и разнообразием резьбы и скульптуры, что свидетельствовало о большом искусстве и богатых традициях арзамасских мастеров.

Колокольня Благовещенской церкви была самой высокой в Арзамасе – 19 саженей. Здесь располагалось восемь колоколов общим весом 1214 пудов, один из них был самым большим в городе и называли его Благовещенским (вес 654 пуда; голос его – густой бас). Его отлил в феврале 1827 г. приезжий мастер из Воронежа Владимир Степанович Самохвалов.

Благовещенская церковь была закрыта в 1929 г. По плану в ней должна была располагаться школа второй ступени имени Ленина, однако вместо нее там разместили общежитие студентов. Купольное завершение и часть колокольни были разобраны; иконостас, имевший огромную историко-художественную ценность, был продан за границу, исчезло дарственное Евангелие. В мае 1930г. были сняты позолоченные купола. В здании разместилась школа  физкультуры.

В Благовещенской церкви в разное время располагались склад горючего МТС, сберкасса и еще масса различных организаций.

Восстановление Благовещенской церкви началось в декабре 2003г.

Первая литургия отслужена на Благовещение в  2004г.

https://odinnadz.blogspot.com/2014/09/blog-post_17.html

 

Ну, вот и пришло время подробно остановиться на некоторых эпизодах истории Арзамаса.

 

III. Арзамасский кремль.

Вся информация взята от автора Анатолия Петряшина на сайте (https://dzen.ru/a/YBu0H86TUxCJ8KPj)

 

1. Арзамасский кремль.

2. План кремля на современной геодезической подоснове.

3. Вид кремля XVIIвека.

4. Кремлёвские стрельцы.

 

Арзамасский кремль был учреждён в результате военного похода Ивана Грозного на Казань в 1552 г. и построен как один из важных центров юго-восточной оборонительной системы. Он вошёл в ряд уже существовавших крепостей Нижегородского княжества (к примеру Муромский кремль).

Крепость располагалась на вершине треугольного приподнятого над окружающей местностью плато (см. картинку 3 вставки). Как и во многих других случаях строительства крепостей, здесь плато с трёх сторон защищалось речками Тёшей, Сорокой и Шамкой, а с четвёртой стороны вырытым глубоким рвом. Размеры кремля можно определить по сохранившемуся плану (см. картинку 2 вставки).

Первоначально имела 11 башен. Затем, когда после пожара 1650 года изменили конфигурацию кремля и в стене устроили выход (пролом) за пределы крепости, их стало 12.

Деревянный кремль строил мастер высочайшей квалификации И.Г. Выродков, построивший не один город. А Арзамас Иваном Грозным был запланирован как ключевой опорный узел в оборонительной системе юго-восточных границ Московской Руси. И должен был быть построенным на века и стать надёжным гарнизоном обороны.

«Состав военных людей в гарнизоне был весьма представительным. Стрельцов насчитывалось в разные годы XVII века от 130 до 150 человек (см. картинку 4 вставки). Пушкарей, затинщиков и воротников в 1615 году в Арзамасе насчитывалось 26 дворов (считай 30-40 человек). В 1629 году в Пушкарском приказе числилось в Арзамасе 29, а в 1637 году – 23 двора (около 40 человек, ибо рядом с отцом по традиции начинал военную службу и старший сын пушкаря или затинщика). Практически в каждом дворе арзамасцы имели личное боевое оружие (саадак-лук в налуче и колчан с сотней стрел, ручная пищаль бердыш, копье или саблю). Наличие оружия у посадских, людей временами проверялось воеводой и вносилось в особые ополченские списки.»

Арсенал крепости постоянно пополнялся. Гарнизоном со дня её основания командовали царские воеводы, которые назначались на год или на два, лично Московским Государем, кроме того в командный состав обязательно входил Атаман арзамасского казачьего войска. В помощь им выбирались из местного населения «Осадный голова» и «Мордовский голова». Первый известный воевода Арзамасского кремля, который командовал гарнизоном в 1565 году, был князь Андрей Солнцев-Засекин.

Жили городовые казаки и их семьи на плодородной земле Выездной казачьей слободы, которая располагалась рядом с городом на другом берегу реки Тёша.

Арзамасский кремль был ядром, военной базой большой и сложной, протянувшейся на сотни километров – Засечной чертой. Сам кремль, его укрепления и гарнизон вместе с Засечной чертой представляли собой хорошо продуманную оборонительную систему этой части русской земли против внезапных набегов кочевников Дикого поля. Казаки Выездной слободы несли службу и ежедневно выезжали и осматривали охраняемую ими границу.

В XVII – XVIII вв. с увеличением территории Российского государства и удалением юго-восточных границ от Нижегородского края оборонное значение арзамасской крепости стало ослабевать. Правительством всё меньше и меньше выделялось средств на её поновление, в расширяющемся городе её стены и башни стали мешать развитию, и постепенно крепость пришла в ветхость.

«…В 1726 г. Арзамас был опустошён пожаром, по-видимому, самым ужаснейшим за время его существования… …Вероятно так же сгорела городская деревянная стена, о чём сохранилось среди старожилов предание. Должно полагать, что после пожара, стена, за ненадобностью, не возобновлялась и это послужило поводом к упразднению арзамасской крепости, о которой действительно с того времени не упоминается уже ни в каких актах…»

Таким образом, Арзамасский кремль, построенный во второй половине XVI века, прослужив почти 200 лет надёжным щитом русскому Государству, прекратил своё существование.

 

IV. “Гайдар шагает впереди…”

Слышишь, товарищ, гроза надвигается,
С белыми наши отряды сражаются,
Только в борьбе можно счастье найти,
Гайдар шагает впереди…

 

Если вновь тучи надвинутся грозные,
Выйдут Тимуры, ребята и взрослые,
Каждый готов до победы идти,
Гайдар шагает впереди…

Николай Добронравов, Сергей Гребенников. 1962г.

 

 

1. Семья Голиковых в Арзамасе. Мать Наталья Аркадьевна, тётя Дарья Алексеевна, Аркадий – ученик реального училища, сёстры: Катя, Оля и Наташа. 1914 год (фото из интерн.)

2. 15-летний юнец Аркаша Голиков. 1919г. Вступление в Красную армию (фото из интерн.)

3. У Мемориально-бытового дома-музея А.П. Гайдара, рядом с Литературным музеем. Июнь 2022 года.

4. Литературный музей А.П. Гайдара (фото из интерн.) Скульптура 14-летнего Аркадия Голикова, уходящего на фронт. Скульптор М.М. Лимонов. 7 мая 1975 года.

 

Аркадий Гайдар

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой —
Гайдар ее писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.

Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин — Гайдар…

Сергей Михалков, 1951г.

Шесть арзамасских лет Аркадия Голикова (1912-1918).

В Арзамас полная семья Голиковых приехала в 1912 году по направлению матери семейства, окончившей частные акушерские курсы в Нижнем Новгороде, сдавшей экзамены и получившей диплом фельдшера-акушерки на медицинском факультете Казанского университета, когда старшему в семье ребёнку, Аркадию, было 8 лет.

 

А родился Аркадий Петрович 22 января 1904 года в Льгове Курской губернии в семье преподавателя начального народного училища Петра Исидоровича Голикова (1879-1927).

Супруга его, родительница нашего героя, Наталья Аркадьевна, в девичестве Салькова (1881-1924), происходила из рода обедневших дворян и приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Она вела домашнее хозяйство и помогала мужу в изучении французского языка, а когда он отправлялся по работе в окрестные деревни — заменяла его в классах училища.

Супруги сочувствовали социал-демократам и помогали им во время Первой русской революции 1905-1907гг.

В 1909 году, когда усилились репрессии против участников революционного движения, семья Голиковых из Льгова переехала в посёлок Вариха под Нижним Новгородом. Глава семейства был принят на службу в акцизное управление здесь, а через год переведён в губернский центр. С 1912 года, см. выше, пошёл отсчёт лет в истории семьи, связанных с Арзамасом.

Здесь полная семья, а к тому времени у родителей было четверо детей {кроме Аркадия ещё три дочери — Наталья (1905), Ольга (1908) и Екатерина (1910). см. фото 1 вставки}, поселилась вначале в доме №28 по улице Большой (ныне ул. Коммунистов), как оказалось ненадолго, а потом перебралась на ул. Новоплотинную, 25 (теперь ул. Горького).

Как вспоминал друг Аркадия Петровича, писатель Руфим Фраерман, Гайдар именно здесь и приобрёл “тот мальчишеский мир, который впоследствии назвал родным”.

Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зеленые массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок.

Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Теша.

Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители. Много у нас в городе было чудотворных святых икон. Пожалуй, даже чудотворных больше, чем простых. Но чудес в самом Арзамасе происходило почему-то мало. Вероятно, потому, что в шестидесяти километрах находилась знаменитая Саровская пустынь с преподобными угодниками, и эти угодники переманивали все чудеса к своему месту.” (А.П. Гайдар “Школа”)

В 1914 году Петра Исидоровича Голикова забрали на фронт. Аркадий, поступивший осенью того же года в арзамасское реальное училище, очень тосковал по отцу. И попытался убежать к нему на войну, но был “пойман” на одной из станций близ Нижнего Новгорода. Это было ещё не его время.

С февраля же 1917 года настал и его час. 13-летний школьник Голиков уже выполнял поручения арзамасской партийной организации большевиков. Вызвался патрулировать улицы, ему была выдана винтовка.

В октябрьские дни 1917 года уже участвовал в столкновении с кадетами.

В январе 1918 года на толкучке приобрёл браунинг. Тогда это было просто — фронтовики сбывали трофейное оружие. Участвовал в уличных боях. В феврале был ранен ножом в грудь в тёмном переулке. 14-летний мальчишка хотел вступить в Красную армию, где уже служил его отец, но его не принимали по возрасту.

Помогли А.Ф. Субботин, большевик, близкий друг Натальи Аркадьевны, и военный комиссар Чувырин, запомнивший Голикова по работе в организации большевиков. Чувырин зачислил его в вооружённый отряд рабочих для защиты Арзамаса от кулацких банд, двигавшихся от Мурома. С июля 1918 года Голиков служил секретарём в редакции газеты арзамасских большевиков «Молот», а с сентября — делопроизводителем в партийной организации.

В августе 1918 года штаб Восточного фронта РККА переехал в Арзамас. Город стал важным военным центром. 27 августа Голиков подал заявление в Арзамасский комитет РКП(б) и был принят в партию “с правом совещательного голоса по молодости и впредь до законченности партийного воспитания”. Полноправным членом РКП(б) он стал с 15 декабря 1918 года, в анкете коммуниста указал возраст 16 лет. В декабре ушёл из пятого класса училища и вступил добровольцем в РККА, служил сначала адъютантом начальника обороны и охраны всех железных дорог Республики Е. И. Ефимова, а затем начальником команды связи.

Так за порогом родного дома в Арзамасе началась взрослая жизнь Аркадия Петровича Голикова.

P.S.

Неоднократно за свою короткую жизнь Аркадий Петрович наезжал в свой любимый город. Последний же приезд уже Гайдара- писателя датируется в источниках январём 1935 года. Здесь, в селе Заречье, им был написан рассказ “Хорошая жизнь”, позже переименованный в “Голубую чашку“.

Впервые писатель использовал псевдоним, когда сдавал в печать рассказ “Угловой дом”.

Есть три версии расшифровки псевдонима “Гайдар”. Но самой правильной, думается, является версия сына писателя. По словам Тимура Аркадьевича, литературный псевдоним отца расшифровал школьный его товарищ А.М. Гольдин. Вот она:

Г – первая буква фамилии Голиков; АЙ – первая и последняя буквы имени; Д – по-французски – «из» (в школе он изучал французский, очень полюбил этот язык); АР – первые буквы названия родного города.

 

Мемориально-бытовой дом-музей Гайдара (фото 3 вставки в разделе 4).

Это старинный домик по улице Горького (ранее Новоплотинной улицы). Здесь Голиковы проживали с 1912 по 1918 гг. С этим домом связаны все лучшие воспоминания будущего писателя о той поре, запечатлённые в повести “Школа”; отсюда молодой человек и ушёл на фронт.

В 1964 году здесь открыт музей.

В 1967 году домику-музею предстояло “перешагнуть” на противоположную, чётную, сторону улицы Горького, и поменять номер с 15 на 18. Это было связано со строительством заводского комплекса.

Как же этот домик снаружи похож на домик, в котором жила и наша семья в далёкие пятидесятые годы прошлого века в Воротынском районе тогда Горьковской области. Те же и маленькие сени, та же дверь на входе из них в избу (жилое помещение). Но у нас была всего одна комната. А здесь и гостиная, и спальня, и детская, и кухня. В доме воссоздана, как мы понимаем, обстановка семьи Голиковых. Мебель, утварь и др., по полученной информации, подлинные. Как — то: на столике в гостиной фотография юного Аркадия, на этажерке выстроились книги. В углу здесь же — фисгармония. Чудесные музыкальные вечера, рождественские концерты и спектакли были традиционны. За перегородкой с гостиной находилась комната родителей (спальня). Следующая комната — детская. Всюду книги. Над кроватью, где спал будущий писатель, висит географическая карта. Мечты Аркадия о путешествиях в дальние страны.

Конечно же, в любой сельской избе всему голова была русская печь. Вот и здесь видим эту “голубушку”. Она так сложена, чтобы тепло от неё распределялось на все комнаты. А разжигалась печь на кухне, где и готовилась еда.

Скрип же половиц под ногами и вовсе напомнил нашей семьи избушку (хоть и не на курьих ножках).

Замечательную экскурсию нам с дочерью провела сотрудница домика-музея Кочеткова Мария Фёдоровна. На задаваемые вопросы подробно отвечала, а заканчивая, отметила хорошую и нашу подготовленность к экскурсии. После сообщения о моей работе “Павел Бажов и Аркадий Голиков. Жизненные параллели“, 30 января 2022 года опубликованной на сайте “Свете Тихий”, экскурсовод попросила прислать эту работу в музей, что по возвращении из поездки и было сделано. После ознакомления с материалом от музейного руководства была получена благодарность. Работа же оставлена в фондах музея.

 

Литературный музей А.П. Гайдара (фото 4 вставки в разделе 4).

Здание литературного музея — это уже новострой, фундамент его был заложен в 1966 году. Стройка стала всенародной. К осуществлению намеченного плана подключились и тимуровцы всей страны, они участвовали в сборе средств на строительство проведением субботников и воскресников по сбору вторичного сырья. К примеру, только школьники Арзамаса собрали 500 тонн металлолома и 45 тонн макулатуры.

29 октября 1967 года музей открыл свои двери, среди первых посетителей были и родные писателя.

Помещение музея двухуровневое. На первом этаже расположена основная гайдаровская экспозиция. На втором этаже проводятся плановые тематические выставки. (Нам повезло. В наш приезд работала выставка “Назад в СССР”. Но это другая история.)

Основная экспозиция представляет коллекцию фотографий, документов, книг и даже личных вещей Гайдара и семьи Голиковых.

Большой раздел здесь посвящён творчеству писателя. Книги…Много книг. Начиная с изданных при жизни писателя (“Дальние страны”, “Школа”, “Военная тайна”…) и далее на 85 языках народов мира. Украшают эту выставку рисунки первых иллюстраторов повестей и рассказов, В. Щеглова, Д. Хайкина; подарки друзей Аркадия Петровича — С. Михалкова, Р. Фрайермана, С. Маршака.

Фотографии И. Прудникова и Д. Купаляна напоминают о реальных героях фронтовых очерков писателя. Есть и фото последней партизанской тропы, по которой прошёл Гайдар за несколько минут до гибели.

Особое место выставки занимает раздел “Гайдар в кино и театре”. Т.е., информация о произведениях Гайдара, экранизированных или поставленных на сценах театров, где Аркадий Петрович являлся бы автором сценария. А также, о фильмах и постановках по мотивам им написанного, но уже сценаристами и режиссёрами, принявшими у ушедшего из жизни писателя его творческую эстафету.

Сам писатель успел написать сценарии к трём фильмам. Конечно же, кто из нашего поколения не знает фильма “Тимур и его команда“, снятого в 1940 году, поставленного режиссёром Л. Кулешовым. А вот о продолжении этого фильма уже с названием “Клятва Тимура” узнаём только теперь. Оказывается писатель приступил к работе над его сценарием в первые дни войны. А фильм с теми же исполнителями, но немного повзрослевшими, был снят в 1942 году на Сталинабадской (Душанбе) киностудии так же режиссёром Л. Кулешовым (посмотреть можно в интернете).

О третьем же фильме режиссёра А. Разумного (1939г.) по сценарию А.П. Гайдара “Личное дело“, незнакомом не только мне, но и более старшим нашим родственникам, в интернете есть только общая информация.

А ещё в далёкой памяти детства теснятся любимые фильмы по произведениям А.П. Гайдара, но поставленные по сценариям, уже написанным почитателями знаменитого писателя:

— “Чук и Гек”. 1953г.

— “Дым в лесу” и “Судьба барабанщика”. 1955г.

— “На графских развалина”. 1957г.

— “Военная тайна” и “Сказка о Мальчише-Кибальчише”. 1958г.

и т.д.

P.S. Каждый из этих двух названных музеев Гайдара интересен по-своему, но всё-таки в доме-музее нам понравилось больше. В отличие от литературного музея, там появляется ощущение, будто ты приходишь в гости к проживающим здесь людям.

 

V. Талисман процветания — “гусь лапчатый”.

 

1. Символ Арзамаса “Гусь с гербом города”(фото из интерн.)

2. Памятник Арзамасскому гусю. 14 июля 2012г. Ул. Карла Маркса. Бронза. Скульптор

В. Потапин (фото из интерн.)

3. С гусями у Литературного музея А.П. Гайдара. Июнь 2022г.

4. Наш сувенир из Арзамаса, колокольчики “Гусиная семейка”.

 

С давних времён Арзамас считался гусиной столицей России, а жителей города прозывали «гусятниками». Всё это с лёгкой руки, конечно же, Екатерины II, побывавшей здесь в 1767 году. Её поразило двигающееся “белое море”, многочисленный гусиный гурт. В конце XVII века в Арзамасе была выведена и до 60-х годов XX века культивировалась особая элитная порода гусей, названная “арзамасской”, ставшая символом Золотого века Арзамаса (1775-1850) и талисманом его процветания.

 

Далее — пересказ только любопытного и интересного.

Арзамасский гусь – это красавец белого цвета с голубыми глазами, оранжевыми лапами и клювом; птица, преисполненная силой и гордостью, крупная, выносливая, мясная, с драчливым нравом.

Гуси шли на мясо и на потеху в боях. В России тогда были популярными бои домашней птицы, петухов, гусей. От приезжих, желающих приобрести хорошего задиру в домашнее хозяйство, не было отбоя. Ведь это приобретение обещало неплохую прибыль хозяину.

Возили “гусятники” свою пернатую птицу на продажу и в соседние места: Нижний, Ардатов. Поступали заказы из Владимира и Москвы.

Самым доступным в то время был гужевой транспорт. Вначале “товар” перевозили на телегах в клетках. Но в дороге гусей-то надо было выгуливать, чтоб не затекали их мышцы, да и прикармливать…

До чего же изобретательны русские люди! Придумали и тут как переправлять живую птицу, чтобы она сохраняла товарный вид: не истощала и чтобы пёрышки её продолжили лосниться от красоты. Стали перегонять птичьи гурты своим ходом. Решалась одна проблема, с кормом. Но появлялась другая. “Пешеходы” за несколько вёрст посуху в кровь сбивали свои лапки. Вот тут в Арзамасе появился ещё один промысел — плетение специальных лаптей для гусей. Но опять, лыко дальних дорог не выдерживало… Тогдашние рационализаторы приняли (если на молодёжном сленге сказать) обалденное решение. Вначале рядом с гужевым путём сообщения между населёнными пунктами насыпалась песчаная тропа для гусей-дальнобойщиков. Но топающая по песку птица стирала перепончатые лапки. Тогда арзамасские “левши” “подковали гуся“.

И вот как. Перед началом дальней дороги путешественников ” прогоняли по разлитой горячей смоле (лапки гуся не боятся ни высокой, ни низкой температуры), а затем — по песку. Вот и получалась крепкая обувка, “эх, лапти, да лапти, да лапти мои!”.

Наверное, тогда, в те далёкие времена, словосочетание “гусь лапчатый” произносилось с ласкою: ” гусь ты мой лапчатый” от людей, особенно женщин, проезжающих в колясках рядом с гусиной ” процессией”.

В современном же русском языке — этот фразеологизм трактуется как пройдохаплутхитрый пронырливый человек.

 

VI. Арзамасская трагедия.

4 июня 1988 года в городе Арзамасе случилась железнодорожная катастрофа. При подъезде грузового поезда к станции Арзамас-1 Горьковской железной дороги на пути следования из г. Дзержинска Горьковской области в Казахскую ССР с грузом гексогена для горных предприятий на железнодорожном переезде произошёл взрыв трёх вагонов. Это привело к гибели 91 человека, в том числе 17 детей.

Причина так и не была установлена.

В память о погибших в этой трагедии недалеко от места катастрофы построена часовня и открыт мемориал (фото 4 заставки). Ежегодно здесь проводятся траурные мероприятия.

 

Вместо эпилога

Неожиданное открытие в процессе этой работы поджидало автора этих строк.

Оказывается, что и в наше время теперь уже в Москве, с 2015 года работает просветительский интернет-проект самообразования Arzamas (Арзамас), посвящённый истории культуры (https://ru.wikipedia.org/wiki/Arzamas).

О создании этого проекта читаем в интервью его главного редактора Филиппа Викторовича Дзядко (https://slovesnik.org/kopilka/intervyu/filipp-dzyadko-arzamas-eto-to-chto-vsegda-na-storone-cheloveka.html):

Памятуя о С.- Петербургском обществе “Арзамас” начала 19 века, о чём представлена подробная информация в данной работе, с чётким пониманием его названия, возникает вопрос, а знают ли создатели современного “Арзамаса”, почему общество в то время так было названо его организаторами.

А вот и удивительные ответы главного редактора на вопрос “Почему вы назвали свой проект именно так?”.

— У нас несколько объяснений. Прежде всего, так называлось, наверное, самое прекрасное общество в истории России – литературное объединение начала XIX века, куда входили всеми нами любимые герои: братья Тургеневы, Жуковский, Батюшков, Вяземский. Молодой Пушкин успел там потусоваться. И хотя это общество просуществовало недолго, оно оказало невероятное влияние на развитие всей русской культуры. То, что мне в нашей культуре больше всего нравится, есть в «Арзамасе»: лёгкое, свободное, дружеское, ориентированное на Европу. На мой взгляд, в любом деле, особенно в медиа, главное – это интонация. Вот та интонация, что была в «Арзамасе», очень ценна, как и присущее им противостояние всему официальному, неживому, серьёзному без причины. Я совершенно не претендую на то, что мы хотя бы в малой степени можем ту интонацию повторить, но нам кажется важным помнить и об этом обществе, и о тех ценностях, которые оно олицетворяло.

Есть ещё одно, наверное, самое важное для меня объяснение: Арзамас – название небольшого российского города, в котором сходится многое из того, что я люблю в нашей стране. Хочется разговаривать со страной, а не с Москвой, как это часто происходит. И мы ищем своего читателя именно в регионах. И наконец: в слове «Арзамас» есть буквы «р», «з», «а», это очень красивые буквы – и звуки тоже, произносить это слово – чистое удовольствие.

А что бы, если просто! Проект назван в память о том историческом обществе, без всяких там “буковок”.

 

Прочитано 4 раз

2
https://svetetikhiy.pravlitlug.ru/publitsistika/oka-xii-chast/ukhanova/

Автор: Алина Уханова

Алина Уханова - творческий псевдоним. Род. в Нижегородской области. В 215-годовщину со Дня рождения А.С. Пушкина отмечена Благодарственным письмом Государственного Музея А.С. Пушкина (на Пречистенке) от 04.06.2014 г. за творческую работу «Помним имя твоё» (Образ Пушкина и его творчество в музыке, на радио, в кино, в театре и на телевидении. Антология). В 2014 году в связи с 215 годовщиной со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летием его первой публикации награждена Международным Пушкинским фондом "Классика" ценным подарком - юбилейной книгой Редакционно-издательского центра "Классика" "Ваш Пушкин". Пушкинские же работы автора находятся также в музеях Пушкиногорья и Полотняного завода.

3 комментария

  1. Прочла на одном дыхании. Вспомнилось наше тимуровское детство и песни тех лет. И зазвучало как-то волшебно название города А Р З А М А С !!!!!! Спасибо автору за экскурс в историю!

    0
  2. Дорогая Оля, спасибо за понимание! Приятно получить отклик от не спящей в это время в Казахстане. Рада, что ты вместе со мной побывала не только в этом городе, но и в нашем пионерском времени.
    О путешествиях по новым местам, об увиденном хочется поделиться. Но увиденного недостаточно. Интересно ещё и подробнее познакомиться с историей, культурой и людьми, когда-то жившими в этих местах. Информации в наше время столько, что приходится выбирать главное с твоей точки зрения и возможно понятное для тех, кто будет этот материал проглядывать. Ведь многие, наверное, читают по диагонали. Ну и что, вдруг за что-то глазом да и зацепятся…
    До новых встреч! Даст Бог!

    0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Не красна книга письмомъ, красна умомъ.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля