Обычные слова Давида Самойлова в альбоме почитательницы

Loading

“Шумит, не умолкая, память-дождь,/ И память-снег летит и пасть не может”…

Казалось бы, “обычные слова” в стихотворении 1964 года Давида Самойлова о памяти (см. подзаголовок очерка), а вот Микаэлу Таривердиеву они показались необычными, и он сочинил к ним в 1975 году мелодию. И какая песня получилась! “Память”!

(http://dlymilixdam.ru/iosif-kobzon-poet-pesnyu-mikaela-tariverdieva-pamyat/2/)

Вечность – предположенье –
Есть набиранье сил
Для остановки движенья

В круговращенье светил.

Время – только отсрочка,
Пространство – только порог.
А цель Вселенной – точка.
И эта точка – Бог.
Давид Самойлов

Давид Самойлов пришёл к нам в дом с его и нашим любимым Пушкиным, а как иначе… Работая над темой “Путешествие в Страну поэзии о Пушкине”, в сборнике стихов Д. Самойлова (на фото ниже, под цифрой 2) открыла для себя две поэмы: “Пестель, поэт и Анна” и “Сон о Ганнибале”; и стихотворение “Болдинская осень”.

Болдинская осень

Везде холера, всюду карантины,

И отпущенья вскорости не жди.

А перед ним пространные картины

И в скудных окнах долгие дожди.

Но почему-то сны его воздушны,

И словно в детстве – бормотанье, вздор.

И почему-то рифмы простодушны,

И мысль ему любая не в укор.

Какая мудрость в каждом сочлененье

Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!

И кто придумал это сочиненье!

Какая это радость – перья грызть!

Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье

И поражаться своему уму!

Кому б прочесть – Анисье иль Настасье?

Ей-богу, Пушкин, все равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,

И будь счастлив, и бормочи во сне!

Благодаренье богу – ты свободен –

В России, в Болдине, в карантине…

1965

Сейчас  походящий момент познакомиться с биографией и общим объёмом творчества сего, как оказалось, необыкновенного человека

И вот с благословения Л.З. Лунгиной, в работе о которой фамилия Самойлова у меня была выделена жирным курсивом, начну. Благо в нашей домашней библиотеке есть уже достаточно материала, чтобы сформировать свой взгляд о ещё одной творческой личности века прошлого, века XX-го.

1 2 3 4 5

1 — Тарусские страницы. Калужское книжное издательство. 1961г.

2 — Давид Самойлов. Обычные слова. Москва. ЭКСМО-ПРЕСС. 2000г.

3 — России первая любовь. Писатели о Пушкине. Поэты — Пушкину. Москва. Советский писатель. 1989г.

4 — Семён Лунгин. Виденное наяву. АСТ. 2017г.

5 — Давид Самойлов. Жизнь сплетает свой сюжет. Серия Великие поэты. Комсомольская правда. НексМедиа. т.65. Москва. 2013г.

В фильме “Подстрочник” Лилианна Зиновьевна вспоминает “В восьмом классе (московской опытно-показательной школы) с нами стал учиться мальчик по имени Дезик Кауфман. Еще раньше нас познакомил с ним Жора Кострецов, наш староста, очень хороший и очень правильный мальчик. Собирались у меня, и он привел своего товарища по дому. Товарищ очень нам понравился, он был очень артистичен, очень интересно и забавно что-то рассказывал, у меня был сломанный стул – он с этим стулом показывал тысячу разных сценок: то это была гитара, то пулемет, то еще что-то. В дальнейшем мальчик стал известен на всю страну, это, я думаю, лучший поэт нашего поколения, Давид Самойлов”.

Да, это — Давид Самуилович Кауфман (1920-1990) — советский поэт и переводчик.

И он с тонким юмором о себе поясняет: “С младенчества я был прозван Дезиком, а поскольку с таким именем не бывает генералов, президентов и великих путешественников, а бывают только скрипачи, вундеркинды и поэты, я избрал последнее, как не требующее труда и больших знаний”.

Мне выпало счастье быть русским поэтом.

Мне выпала честь прикасаться к победам.

Мне выпало горе родиться в двадцатом…

После окончания школы “…мы с Дезиком (продолжает воспоминания одноклассница), взявшись за руки, пошли в ИФЛИ – в институт истории, философии и литературы, такой элитарный вуз типа пушкинского лицея, созданный советской властью в тот момент, когда стало ясно, что нужны высокообразованные люди, чтобы иметь сношения с иностранцами…В ИФЛИ была очень сильная группа молодых поэтов. Во главе ее стоял Павел Коган, две строчки которого выражают всю его сущность, а строчки такие:

Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал.

Он был очень резкий, угловатый, горячий, страстный, вспыльчивый и казался нам невероятно талантливым. К этой же группе принадлежал Сергей Наровчатов…Савик Гудзенко (Семён Петрович Гудзенко!)… еще несколько человек. И нашего Дезика Кауфмана, с его «Плотниками о плаху» – это знаменитое стихотворение, которое он написал еще в восьмом классе, теперь считается классическим, – они приняли с распростертыми объятиями”.

Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу Илье Сельвинскому появилась в журнале “Октябрь” в 1941 году. Стихотворение “Охота на мамонта” было опубликовано за подписью Давид Кауфман.

А после войны, в память об отце, он взял творческий псевдоним — Давид Самойлов.

Культура декламирования

На канале Культура в 2011 году вышла авторская программа Вениамина Смехова “Я пришёл к вам со стихами”, записанная в театральном зале Международного Дома музыки (8 вечеров – двойные портреты шестнадцати великих поэтов). “Смехов не просто читает стихи. Он проживает поэзию изнутри“. Он знакомит слушателей не только с творчеством поэтов, но и с их личностями, выделяя тонкости их натуры…

Одним из героев 2-го из вечеров был Давид Самойлов.

(https://www.youtube.com/watch?v=gu9ffIzHVAw)

От В. Смехова в передаче я впервые услышала, что “стихи спасает монотон“. Нашла его полное высказывание:

«Как сказала Анна Ахматова, стихи спасает монотон. Это и есть тот магический способ сохранить то, что отличает стихи от прозы… Так читают свои стихи все поэты. Я оказался свидетелем того, как читали стихи Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор. Так же читал свои стихи Маяковский».

Удивило существительное МОНОТОН. Как-то привычнее наречие и прилагательное — монотонно и монотонный, то бишь — в одной тональности. Если я правильно поняла, что это действительно правильно, то можно к примеру Смехова добавить ещё имена, которые на слуху: Пастернака, Бродского, Ахмадулиной и самой Ахматовой…

А как читал свои стихи Давид Самойлов? Смехов — отвечает: великолепно и со своим монотоном. В чём можно убедиться, виртуально побывав на творческом вечере Давида Самойлова в Останкино. Запись 1977 года.

(https://www.youtube.com/watch?v=tvAtJek38z8)

Есть одна байка в литературных кругах. Действительно, Давид Самуилович не только хорошо читал свои стихи, но и очень любил выступать перед публикой. И вот после одного выступления за ужином с близкими друзьями он посетовал, что плохо сегодня декламировал, мол, раньше в зале среди слушателей после каждого эпизода стоял гул (восторга, как мы понимаем), а сегодня стояла тишина. На что присутствующий за трапезой Зиновий Гердт с улыбкой ответил: “Гул затих“.

Самойлов — поэт “вопрекист”

Наверное, я не открою Америки, если напомню, что в советское время существовали два понятия по отношению писателей к реализму: “благодаристы” и “вопрекисты”.

То есть, писатель может стать реалистом в двух случаях: благодаря своему мировоззрению и вопреки своему мировоззрению. В своей статье Олег Клинг, ссылаясь на мнения писателей того времени, ещё и усиливает второе понятие: “…что писатель может стать реалистом и народным писателем вопреки своим…идеологическим предрассудкам“. (http://www.ng.ru/bios/2004-06-03/7_memoirs.html).

По мнению В. Смехова, Самойлов – поэт “вопрекист”, а “вопрекистам” божий дар позволяет преодолевать катастрофы жизни через юмор, приводя в пример раннюю элегию Самойлова “Стучится в дверь насквозь”.

А что, если вдруг постучат в мои двери
и скажут: – Прочтите.
Но только учтите,
Читайте не то, что давно нам известно,
А то, что не скучно и что интересно…
– А что вам известно?
– Что нивы красивы, что люди счастливы,
Любовь завершается браком,
И свет торжествует над мраком…

Поэт и песня

Наверное, назвать поэта Самойлова поэтом-песенником будет неправильно. Вот и на встрече в Останкино в 1977г., когда один из зрителей спросил автора многочисленных стихов пишет ли он песни, Давид Самуилович, несколько стушевавшись, ответил, что песен у него много, но специально он писал тексты песен только к спектаклям.

Подтверждением слов поэта будут каталоги его песен, написанных бардами: Виктором Столяровым (популярная “Гусарская песенка”), Виктором Мельниковым, Александром Ратниковым, Виктором Берковским, Дарьей Богатырёвой, Азисом Казиевым, Владимиром Назаровым и, конечно же, Сергеем Никитиным….

(http://topsify.ru/search/)

(http://www.bard.ru/cgi-bin/trackography.cgi?name=)

Из профессиональных композиторов надо отметить уже названного в работе М. Таривердиева (“Память”) и молодого ещё Дмитрия Маликова (“Ты меня никогда не полюбишь”. 1980г.).

Поэт — переводчик

Из многих биографий известных поэтов мы знаем, как в трудные времена им приходилось зарабатывать себе на жизнь переводами иноязычной поэзии. К примеру: Пастернаку, Ахматовой, Ахмадулиной… Не избежал сего и Давид Самойлов, говоря о том, что “от переводов усыхают мозги” и что переводы требуют усилий, равных тем, что “двигать шкаф“.

Однако, он переводил стихами много стихов больших поэтов — Рембо, Аполинера, Лорку, Брехта, Незвала, Тувима, Галчинского, Бажана, Эминеску…

Перечень переводов его очень внушителен. (http://fantlab.ru/translator5802)

(Ответно и его стихи переводились и издавались во многих странах).

В качестве примера остановимся на одном замечательном достижении поэта-переводчика. Это перевод У. Шекспира “Двенадцатая ночь” для театра “Современник”, он же автор текстов песен спектакля. Чего только стоит “Песенка шута” в исполнении супругов Никитиных. (Экранизацию 1978 г. спектакля можно посмотреть на сайте https://yandex.ru/video/search?text=)

Как вспоминает друг поэта Александр Городницкий, “Главное ощущение, оставшееся у меня от спектакля, — постоянное состояние совершенно, до неприличия, неудержимого смеха, овладевавшего мной на протяжении всего театрального действия. Смеялся я так, что на меня оборачивались соседи. После спектакля всех актеров и англичанина-режиссера (Питера Джеймса) много раз вызывали на сцену бурными аплодисментами. Наконец, вытащили туда и Самойлова и долго ему хлопали. Вернувшись оттуда, он сказал мне, тронутый успехом: “Ты понимаешь? Я же выходил за автора!”.

Стихи о войне

Давид Самойлов — поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт. Был тяжело ранен. Имеет боевые награды: медали “За отвагу”, “За боевые заслуги”; Орден Красной звезды.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки…

…Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
1961

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны…

…Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет – одни деревья…

…А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая…
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.

Замечательным надо отметить участие поэта с фронтовым прошлым в постановке 1965 года Юрием Любимовым в театре на Таганке спектакля “Павшие и живые”. Этот спектакль не только о войне, а о трагических судьбах целого поколения.

Идею спектакля подсказал Константин Симонов, и он же пригласил в соавторы Давида Самойлова, Юрия Левитанского, Бориса Грибанова.

Актёры должны были выступать от имени целой плеяды поэтов военных лет, создавая собирательный образ поколения. В спектакле звучали стихи Асеева, Светлова, Твардовского, Симонова, КульчицкогоКогана, Вс. БагрицкогоС. Гудзенко (помним у Лунгиной!), СамойловаСлуцкогоОкуджавы, Левитанского…и др. Стихи читали Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Зинаида Славина…и др.

Как вспоминает В. Смехов, Давид Самуилович Самойлов во время репетиций спектакля учил артистов правильному декламированию стихов.

Стихи о прозе жизни

Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал.
Я любил, размышлял, воевал.
Кое-где побывал, кое-что повидал,
Иногда и счастливым бывал.

Гнев меня обошел, миновала стрела,
А от пули – два малых следа.
И беда отлетала, как капля с крыла,
Как вода, расступалась беда.

Взял один перевал, одолею второй,
Хоть тяжел мой заплечный мешок.
Что же там – за горой? Что же там – под горой?
От высот побелел мой висок.

Сорок лет. Где-то будет последний привал?
Где прервется моя колея?
Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал.
И не допита чаша сия.

1960

Залив

Я сделал свой выбор. Я выбрал залив,

Тревоги и беды от нас отдалив,

А воды и небо приблизив.

Я сделал свой выбор и вызов.

Туманного марта намечен конец,

И голос попробовал первый скворец.

И дальше я вижу и слышу,

Как мальчик, залезший на крышу.

И куплено всё дорогою ценой.

Но, кажется, что-то утрачено мной.

Утратами и обретеньем

Кончается зимняя темень.

А ты, мой дружок, мой весенний рожок —

Ты мной не напрасно ли душу ожёг? —

И может быть, зря я неволю

Тебя утолить мою долю?

А ты, мой сверчок, говорящий жучок,

Пора бы и мне от тебя наутёк.

Но я тебе душу вручаю.

И лучшего в мире не чаю.

Я сделал свой выбор. И стал я тяжёл.

И здесь я залёг, словно каменный мол.

И слушаю голос залива

В предчувствии дивного дива.

1976 г. Пярну.

 

Стихи о любви

В цикле программ “Больше, чем любовь” на канале Культура в 2014 году вышла передача “В поисках героини романа. Дни и зимы Давида Самойлова“.

(https://www.youtube.com/watch?v=C2u1wIMICxw)

“Еще в юности поэт Давид Самойлов задумал роман. Этот роман остался ненаписанным, но он существует: однажды став его героем, Самойлов его прожил. Ну и конечно, должна была быть женщина в этом романе. И нашел он ее не сразу”.

Это был мужчина невысокого роста, симпатичный (см. фото на заставке), стройный, двигался плавной танцующей походкой. Своей внешностью привлекал внимание девушек.

Самойлов шутил: “Меня любили дочери трёх генералов, трёх маршалов и одного генералиссимуса”. Как рассказывает Городницкий в выше названной передаче, роман со Светланой Аллилуевой у него действительно был.

В воспоминаниях поэт говорит о влюблённостях с 14 лет.

С первой женой искусствоведом Ольгой Лазаревной Фогельсон он прожил долгие 20 лет. В браке родился сын. Под творческим псевдонимом Александр Давыдов известен сейчас как писатель и переводчик. Есть в анналах интернета интервью с ним “Хрустальный дворец поэта” об отце, опубликованное в статье Игоря Шевелёва “Время памяти”.

(http://www.god.dvoinik.ru/genkat/876.htm)

Но только в облике Галины Ивановны Медведевой явилась к нему Муза Любви и Поэзии, с которой прожил этот творческий человек непростые 24 года своей жизни. Она, по сути, глаза поэта, катастрофически теряющего с возрастом зрение. Это – корректор, редактор и секретарь. А после кончины Самойлова – настоящий архивариус. Всё, что вышло в печати после 1990 года — подготовлено Галиной Ивановной.

Династию продолжают ещё два сына и дочь, рождённые во втором браке.
Много стихов написано поэтом о женщинах и о любви…

Красота

Она как скрипка на моём плече.
И я её, подобно скрипачу,
К себе рукою прижимаю.
И волосы струятся по плечу,
Как музыка немая.

Она как скрипка на моём плече.
Что знает скрипка о высоком пенье?
Что я о ней? Что пламя о свече?
И сам Господь – что знает о творенье?

Ведь высший дар себя не узнаёт.
А красота превыше дарований –
Она себя являет без стараний
И одарять собой не устаёт…

За городом

Тот запах вымытых волос,

Благоуханье свежей кожи!

И поцелуй в глаза, от слез

Соленые, и в губы тоже.

 

И кучевые облака,

Курчавящиеся над чащей.

И спящая твоя рука,

И спящий лоб, и локон спящий.

 

Повремени, певец разлук!

Мы скоро разойдемся сами.

Не разлучай уста с устами.

Не разнимай сплетенных рук.

 

Ведь кучевые облака

Весь день курчавятся над чащей.

И слышится издалека

Дневной кукушки счет горчащий.

 

Не лги, не лги, считая дни,

Кукушка, – мы живем часами…

Певец разлук, повремени!

Мы скоро разойдемся сами.

1985г.

В 1991 году Сергей Никитин написал песню на эти стихи.:

(https://cool.dj/song/92123-tatyana-i-sergej-nikitiny/9228212-tot-zapah-vymytyh-volos…/)

 

Вместо эпилога

…О, как я поздно понял,

Зачем я существую,

Зачем гоняет сердце

По жилам кровь живую,

И что, порой, напрасно

Давал страстям улечься,

И что нельзя беречься,

И что нельзя беречься…

1963

Хочется мирного мира
И счастливого счастья,
Чтобы ничто не томило,

Чтобы грустилось не часто.

Хочется синего неба
И зелёного леса,
Хочется белого снега,
Яркого жёлтого лета.

Хочется, чтоб отвечало
Всё своему назначенью:
Чтоб начиналось с начала,
Вовремя шло к завершенью.

Хочется шуток и смеха
Где-нибудь в шумном скопище.
Хочется и успеха,
Но на хорошем поприще.
1961

…Смерть – вы знаете, что это?
Не конец, не беда –
Остановка сюжета
Навсегда, навсегда…

“У Давида Самойлова была теория, что поэт уходит тогда, когда кончается его время и сюжет жизни исчерпан. Поэт всегда уходит вовремя”.

Скончался поэт за кулисами после выступления на вечере памяти другого поэта — Пастернака в Таллинне 23 февраля 1990г. Похоронен в Пярну.

 

P.S. (В 1988 году получил Государственную премию СССР).

1
https://svetetikhiy.pravlitlug.ru/publitsistika/obychnye-slova-davida-samojlova-v-albome-pochitatelniczy/ukhanova/

Автор: Алина Уханова

Алина Уханова - творческий псевдоним. Род. в Нижегородской области. В 215-годовщину со Дня рождения А.С. Пушкина отмечена Благодарственным письмом Государственного Музея А.С. Пушкина (на Пречистенке) от 04.06.2014 г. за творческую работу «Помним имя твоё» (Образ Пушкина и его творчество в музыке, на радио, в кино, в театре и на телевидении. Антология). В 2014 году в связи с 215 годовщиной со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летием его первой публикации награждена Международным Пушкинским фондом "Классика" ценным подарком - юбилейной книгой Редакционно-издательского центра "Классика" "Ваш Пушкин". Пушкинские же работы автора находятся также в музеях Пушкиногорья и Полотняного завода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Не красна книга письмомъ, красна умомъ.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля