Культура и красота влечёт нас в Москву. Часть вторая

Loading

Культура и красота влечёт нас в Москву

Часть вторая

Памяти дорогой подруги посвящается

Заставка

1. Гостиница “Россия”на Москворецкой набережной. XX век . Внизу, слева: вход в Концертный зал “Россия”; справа: в широкоэкранный кинотеатр “Зарядье” (фото из интерн.)

2. Котельническая и Подгорная набережные. Дом 1/15. XX век.

Одно из семи московских высотных зданий. Рядом — место слияние Яузы и Москвы реки. Корпуса расположены вдоль Котельнической и Подгорной набережных. Окончательное завершение строительства: 1948-1952гг.

Архитекторы Д. Чечулин, А. Ростковский. Гл. Инженер Л.М. Гофман (фото из интерн.)

3. Кинотеатр “Иллюзион”. XX век. Расположен в высотке на стороне Подгорной набережной (фото из интерн.)

4. Современный вид кинотеатра “Иллюзион”. Кинотеатр граничит со знаменитой XX века “Булочной”(см. справа) (совместное фото из интерн.)

Преамбулка. Через Москву многажды проездом…

…Детство мое, постой,

Не спеши, погоди,

Дай мне ответ простой,

Что там впереди?..

И. Шаферан

Время детства бежало, как на колёсах. Вспоминая поездку в Москву, мы прошагали восьмой и девятый классы. А вот и юность в начале учебного года десятого класса, Роза Алексеевна, наша классная руководительницы, сделала нам предложение: не пора ли отправиться на следующих летних каникулах в очередное путешествие… И не так себе, а в Ленинград! “Да!” — согласились мы. И тут уж принимать материальную поддержку администрации совхоза на будущую поездку нам было “не к лицу”. Роза Алексеевна заключила договор по обслуживанию совхозного коровника нашим классом на весь учебный год. Работали мы там во вторую половину учебного дня по графику. Всё сложилось. Из класса в 16 человек 14 — подтвердили желание и семейную поддержку на поездку в город Ленина. Роза Алексеевна в эту поездку уже одна повела нас в неизведанное.

Всё здорово складывалось. Открылась железная дорога от районного центра г. Светлый (ст. Рудный клад) до областного г. Оренбурга. От совхоза до станции, 6 км, нас уже доставили на появившемся в совхозе автобусике. С любопытством, в светлое время, в вагоне мы разглядывали в окна новый для нас путь. Из Оренбурга в Москву мы прибыли на Казанский вокзал, с которого под Комсомольской площадью (пл. Трёх вокзалов) перешли на Ленинградский вокзал

Казалось бы, что мы уходим от темы “Москва”, но нет. Интересное, связанное с Москвой, повторится ещё и не один раз.

В Ленинграде нас, школьников, прибывших на экскурсию, поселили в обычной школе, на каникулах приспособленной под гостиницу, на улице Профессора Попова (нечётная сторона).

Для намеченных экскурсий по городу, как правило, через станцию метро “Петроградская”, мы переходили на чётную сторону улицы. И тут упирались “носом” в двери главного входа в большое здание на ул. пр. Попова, 14. Вывеска на фасаде его значила: “Ленинградский химико-фармацевтический институт”! Здесь же на отдельной доске была размещена информация для поступающих абитуриентов (шла вторая половина июля). Меня, будущую одиннадцатиклассницу, увлечённую предметом химии в школе, предлагаемая институтом будущая специальность: “Химическая технология биологически активных веществ“, очень заинтересовала. Уложив информацию в памяти, я загадала: если окончу школу с медалью, приеду поступать сюда…

По завершении ленинградской экскурсии Комсомольская площадь в Москве вновь встретила и проводила нас в обратный путь домой.

Конец июля 1966 года. Я — медалистка. Комсомольская площадь проводила меня, ехавшую из Оренбургской области, в Ленинград. Ленинградский химико-фармацевтический институт открыл для меня, сдавшую один единственный экзамен, химию, на пятёрку, свои двери…

И так московская площадь провожала и встречала меня на каникулы и с каникул.

Но самое главное, теперь у меня началась настоящая дружба и с самой столицей. Я использовала при пересадке каждую минуту, чтобы где-то побывать в Москве. Если это было после летней сессии или перед началом учебного года, то я выбиралась в Парк культуры и отдыха имени Горького, где обязательно что-то слушала, как правило — концерты.

Если это было на зимние каникулы и обратно, то, по возможности, смотрела какой-нибудь художественный фильм в кинотеатрах, что рядом с метро…

Преддипломная практика на Московском Химфармзаводе им. Н.А. Семашко

 

Николай Александрович Семашко (8[20]сентября 1874 — 18 мая 1949, Москва) — государственный деятель, врач, один из организаторов системы здравоохранения в СССР.

Естественно, к системе здравоохранения относился и московский Химфармзавод имени Н.А. Семашко, на который мы с однокурсницей и подругой Асей были направлены из Ленинградского института на преддипломную практику (средина декабря, январь, февраль, начало марта 1970-71гг.). Теоретически подготовленные в институте, здесь же мы должны были не только ознакомиться конкретно с производством лекарственного препарата фенобарбитала (люминала), но и с его организацией труда и экономикой. Основное же задание — подготовка материала к дипломному проекту.

Рекомендовалось освоить одно из технологических рабочих мест аппаратчика со сдачей экзамена руководству завода.

Прежде всего, по приезде в Москву, нам необходимо было устроиться на временное в ней проживание. Как было принято между учебными заведениями, на период студенческой практики, происходил обмен местами в студенческих общежитиях институтов Москвы и Ленинграда.

В администрации Московского технологического института лёгкой промышленности мы получили направления на временное устройство в их общежитии.

Вставка 1

Общежитие Московского института лёгкой промышленности на Котельнической набережной. 1970 г. (фото из интерн.)

Далее нас ждал завод. Практически в первый же день мы определились с программой практики. Нам не отказали и в нашем желании поработать. Несколько дней на рабочих местах нас подстраховывали заводские аппаратчицы. В принципе, технологический процес производства фенобарбитала нам уже был знаком по пройденной в институте теории и сданному экзамену в зимнюю сессию. Теперь же, сдав экзамен и на рабочем месте, мы под контролем старшего аппаратчика и нач. смены включились в управление технологическим процессом…

1.

В свободное от работы по сменам время началось наше культурное знакомство со столицей.

Нашу встречу с Москвой, как таковой: мной не первую, а Асиным — знакомством, начинаем с выхода из общежития непосредственно на Котельническкую набережную, что есть культурный левый берег Москвы-реки, и направляемся вверх, т.е. вправо (если бы мы плыли, то — против течения реки).

Первое знакомство на пути — знаменитая Высотка (Заставка, фото 2 из интерн.), это историческое здание, заселяемое советскими знаменитостями.

Нижний этаж её левого крыла (вдоль Подгорной набережной), с его гастрономом и булочной для жителей, здесь постоянно проживающих, стали на три месяца местами обеспечения продуктами питания и нас, временно проживающих в этом районе.

Вставка 2.

Гастроном в Высотке на Котельнической набережной (фото из интерн.)

Приехавших из Ленинграда, где уже были трудности в приобретении современной модной одежды и обуви, но с продуктами питания проблем не наблюдалось, здесь же, в Высотке, ассортимент предлагаемого покупателям в гастрономе с заказным столом, аквариумом и фирменными стеклянными конусами для сока, просто поражал. Овощи, фрукты, колбасные изделия — не так привлекали, как витрина с разнообразием обработанных рыбы и сказочных морепродуктов… 

А вот магазинчик на углу между гастрономом и кинотеатром “Иллюзион” был не просто хлебобулочной, а — настоящим “сладким теремком“. Рядом с разнообразием конфет, шоколадом на витрине красовалась пастила.

Вставка 3

Белорозовая резная пастила (фото из интерн.)

Тогда, именно эта пастила стала нам с Асей любимой вкусняшкой. Фруктово-ягодный аромат сладости надолго оставался в памяти. И только через приличное время это

лакомство можно было приобрести в иных местах.

Местом культурного притяжения в Высотке стал для нас кинотеатр Иллюзион (фото 3 и 4 Заставки), что расположен с противоположной стороны главного входа в корпус Высотки. За время нашего проживания на Котельнической набережной мы “одарили” его своими неоднократными посещениями.

В памяти же надолго осталась кинокомедияСтарики-разбойники“, вышедшая на экраны 1 января 1971 года, которую мы с подругой посмотрели именно здесь.

Авторы сценария — Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов

Режиссёр — Эльдар Рязанов

Операторы — Генри Абрамян и Николай Немоляев

Композитор — Андрей Петров

Вставка 4.

Следователя прокуратуры Мячикова, достигшего пенсионного возраста, пытаются насильно “уйти” с работы, так как на его место есть кандидат, присланный “сверху”. Вместе со своим старинным другом, инженером Воробьевым, Мячиков решает организовать преступление, раскрыв которое он сможет доказать свою необходимость и незаменимость

В фильме, конечно же, все остались живы. Но вот следователю прокуратуры пришлось продать часть обстановки квартиры, чтобы попытаться возместить украденные у него преступником деньги инкассатора. Навряд ли за ним сохранится и его рабочее место…И всё из-за его возраста…

Но ведь:

Возраст человека на самом деле не измеряется годами. И счастье приходит тоже независимо от возраста. Главное — верить в то, что ты ещё молод. И тогда — всё будет хорошо.

Продолжаем путь далее по левой же стороне Москвы-реки от Котельнической к Москворецкой набережной, разделённых Большим Устьинским мостом.

2.

Гостиница “Россия”на Москворецкой набережной. XX век. (Заставка. Фото 1)

Отметим сразу, что нас, приехаших в Москву не на отдых и уже устроенных на временное проживание, эта гостиница интересовала чисто познавательно.

Расположена она была в историческом районе столицы “Зарядье” и построена в 1964-1967 годах по проекту архитектора Д.Чечулина (помним высотку на Котельнической). Это рекордсменка Гиннеса (1970г.) как крупнейшая в Мире гостиница…

Немного дальнейшей истории:

Пережила крупнейший пожар в 1977г. Перенесла несколько модернизаций. Но всё же была закрыта в 2006 году и снесена в 2010г. Считается, что она всё-таки была построена “не у места”.

Нас в “России” интересовал кинотеатр “Зарядье” (см. на 1 фото Заставки), куда мы нередко забегали, следя за афишами кино.

И вот, перед самым отъездом мы 2 марта 1971 года посмотрели премьеру фильма “Городской романс” Одесской киностудии.

Любопытное сочетание слов.

Перво-наперво, небольшие пояснения:

— Слово романс нам знакомо, как камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Романс в литературе, как небольшое эпическое стихотворение, которое в немногих чертах излагает событие, хотя и обыкновенное, но возбуждающее фантазии и чувства:

Соловей” — стихотворение А.А. Дельвига, музыка А.А. Алябьева.

Городской романс, с литературной точки зрения характеризуется конкретикой в образах, ступенчатой композицией, представлением лирического героя о самом себе как о бывалом человеке, недостижимостью объекта любви.

Теперь о фильме “Городской романс“:

Авторы сценария — Феликс Мирнер

Пётр Тодоровский

Режиссёр — Пётр Тодоровский

Оператор — Александр Полынников

Композитор — Олег Каравайчук

Вставка 5

https://vk.com/video-37492055_456251612?ysclid=mazj24rr9a48317703

1. Первая встреча гл. героев. Маша — студентка педучилища (актр. Мария Леонидова) и Женя — врач-рентгенолог (акт. Евгений Киндинов) (фото из интерн.)

2. Влюблённая пара в квартире Жени (фото из интерн.)

3. Подруги Маши в гостях у “молодых”(фото из интерн.)

4. Врач с подружкой на вызове к больному фронтовику. В кадре: больной (акт. Зиновий Гердт) и его супруга (акт. Светлана Харитонова) (фото из интерн.)

В первых кадрах фильма мы знакомимся с красивым молодым человеком на его рабочем месте врача-рентгенолога. Понимаем, что это главный герой. А коль в названии фильма значится слово “романс”, то нас, естественно, ожидает история любви…

Располагающие временем, могут посмотреть фильм здесь и сделать свои выводы.

Мы же отметим только то, что не будет подсказкой для желающих увидеть фильм своими глазами.

Женя, в своём уже серьёзном возрасте ещё не женат. И в его общении, в основном, несемейные друзья и несемейные подруги.

Маша же — девушка, лет семнадцати, ещё студентка педучилища.

Могло ли случайное знакомство умудренного опытом жизни взрослого человека и девчушки, только начинающей жить самостоятельно, привести к созданию крепкой

семейной пары?

Время покажет…

Далее нас ожидал переход с Москворецкой набережной на Кремлёвскую набережную, разделённые Большим Москворецким мостом.

3.

Красная площадь. Кремль.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа…
А.С. Пушкин. 1826 г.

Да, нам, если можно так сказать: “повезло”…

В декабре 1970 года температура воздуха менялась, как хотелось ветру. А термометры показывали в °C от (- 20,3) до (-1,2). Но количество осадков в мм (в виде снега, конечно, было минимальное) — от 11,6 до 0.

См. сводку погоды по Москве в декабре 1970 г. здесь : https://thermo.karelia.ru/weather/w_history.php?town=msk&month=12&year=1970

— Один из дней декабря мы с Асей решили посвятить Красной площади и Мавзолею В.И. Ленина. (Тем паче моя украинка в Москве ранее не бывала). Намеченное нами было выполнено.

Крепко подмёрзнув на улице, мы решили совместить приятное с полезным: погреться в огромном знаменитом московском магазине, называемом ГУМом (Государственный универсальный магазин), а заодно и “поглазеть” на витрины…

Вставка 6

Гум начала 70-х прошлого века снаружи и внутри (фото из интерн.)

По информации из интернета восстановим в памяти тогда нами увиденное.

В 1970-е годы ГУМ был самым большим торговым центром Советского Союза и одним из крупнейших универмагов в мире.
На первом этаже продавались товары повышенного спроса: украшения, ковры. В ассортименте были бельё, трикотаж и спортивные костюмы…

Одежду и обувь продавали на втором этаже…

На прилавках часто появлялись дефицитные товары: сапоги из Италии и Финляндии, польское бельё, французские духи, югославские босоножки, модные сумки и кроссовки… 

Продавались советская бытовая техника и любая необходимая в хозяйстве мелочь… 

При магазине работал собственный цех по производству фирменного мороженого. 

Внутри торгового центра работали закусочная, сберкасса, почта и граверная мастерская… 

В ГУМе тогда наличествовала и так называемая “двухсотая секция” — закрытый магазин, куда покупатели попадали только по спецпропускам. 

Дополнение с удивлением.

Так как полотенца не относятся к группе белья, то о них стоит сказать отдельно, тем более, что мы с подругой простояли за ними в ГУМе более двух часов времени. И “поглазели” в целом. Прямо в центре зала первого этажа разместились прилавки с товарами, а это были

необыкновенной красоты большого размера китайские банные полотенца.

Конечно же, мы рискнули постоять в очереди, чтобы приобрести их по два (так предлагалось покупателям). Продвижение шло медленно: народ, заняв очередь, отбегал в другие отделы… Мы тоже, по одной, знакомились с предлагаемым здесь ассортиментом. Когда же через пару часом очередь почти приблизилась к прилавку, и по громкоговорителю было объявлено, что товар уже будет продаваться только по одной штуке в одни руки, мы всё-таки их приобрели…

— Аналогичная картина с погодой повторилась и в январе уже 1971 года.

Термометры показывали в °C от (- 17,8) до (3,5). И количество осадков в мм (в виде снега, было тоже минимальным) от 12,6 до 0.

См. сводку погоды по Москве в январе 1971г. здесь: https://thermo.karelia.ru/weather/w_history.php?town=msk&month=1&year=1971

Теперь, уже 5 января 1971 года, мы отправляемся в Кремлёвский Дворец съездов…

Вставка 7

Кремлёвский Дворец съездов (фото из интерн.)

Как нам повезло — мы приобрели сюда билеты на балет. Оказалось, что 5 января 1971 года балетом “Лебединое озеро” П.И. Чайковского завершался седьмой фестиваль искусств “Русская зима”, проходивший с 25-го декабря 1970 года, под девизом “Русский балет”.

“Ежегодный фестиваль искусств «Русская зима» был впервые проведен зимой 1964-1965 гг. и на протяжении второй половины 1960-х–1980-х гг. являлся одним из самых узнаваемых в мире брендов, связанных с Советским Союзом (Советской Россией)”.

Вставка 8

 

 

Это — эмблема фестиваля: девичья головка в русской косынке на фоне театральной маски и лиры. Она стала известной и популярной во многих странах мира.

Морозец был в тот день жалостливый. Выйдя из общежития пораньше, за пару часов до начала мероприятия, пешком (а иначе и никак), мы поклонились в Александровском саду могиле неизвестного солдата с вечным огнём, а также прошли вдоль мемориального комплекса “Города-герои” (в мой первый приезд в Москву с классом сего ещё не было). На территории Кремля (уже для Аси) мы прошли вдоль знаменитых храмов к “Царям”: Колоколу и Пушке. Довольные всем увиденным, немножко подзамёрзшие, направились во “Дворец”.

О самом балетным действе, в купе с красотой внутреннего зала Дворца, думается, достаточно сказать: “Сказка с большой буквы”…

Наверное, с этой зарядкой, довольные, мы и “полетели” по улице в тёплое общежитие, как “на крыльях”, потому, что морозец-то окреп…(только сейчас, по той же таблице, стала ясной его крепость — минус 13,5 градусов. А днём было всего минус 2,4).

(5 января 1971 года: °C от (-13,5) до (-2,4); снега 1,2 мм).

4.

Наше плановое культурное путешествие вдоль берега Москвы-реки окончилось. В средине февраля 1971 года мы отправились в знаменитый “МХАТ” им. Горького. Метро нас доставило со станции “Таганская” на станцию “Театральная”, откуда мы пешком пошагали в горку по Пушкинской ул. (нынче — Большая Дмитровка) до поворота влево в проезд Художественного театра (нынче –Камергерский переулок) и направо поднялись на крыльцо театра.

У нас с Асей тогда были куплены билеты на спектакль “Чайка” по пьесе А.П. Чехова.

Сейчас, спасибо интернету, он напомнил то, что мы прочитали в программке перед спектаклем.

Пьеса эта поставлена в театре в 1968 году режиссером Б.Н. Ливановым, сценографом Э.Г. Стенбергом.

В ролях:

А. Степанова, Л. Губанов, Олег Стриженов, Светлана Коркошко, Ирина Мирошниченко и др.

Читая в программке о спектакле, подруга моя вдруг остановилась на фамилии исполнительницы гл. роли. Нину Заречную будет играть актриса Светлана Коркошко. Неужели это девушка из её школы в Кривом Роге? Класса на два она была старше Аси. В школе они пересекались. И с картинки в программке на нас глядело знакомое моей украинке лицо. Во время спектакля, уверенность её утвердилась. А вот подойти к актрисе после спектакля она постеснялась…

Сейчас, же в интернет памяти удалось найти экранизацию 1974 года этого спектакля в творческом объединении “Экран” (ТО “Экран).

Чайка. (1974) Фильм-спектакль МХАТ им. А.М. Горького — Видео от Ретро просмотр:

https://ya.ru/video/preview/2264553659554838764

Вставка 9

1. Константин Треплев, сын Аркадиной (Олег Стриженов) и Нина Заречная (Светлана Коркошко) (фото из интерн.)

2. Аркадина, актриса (Ангелина Степанова) и Тригорин, писатель (Леонид Губанов) (фото из интерн.)

3. Аркадина и её брат Сорин (Галикс Кольчицский) (фото из интерн.)

4. Маша, дочь управляющего (Ирина Мирошниченко (фото из интерн.)

Наверное, зрителей, не читавших Чехова, с самого начала интересует название пьесы –“Чайка”. Ведь здесь — это птица, убитая главным героем и к ногам любимой девушки

уложенная. Почему?

Ведь: 
Чайка парит над морем,
Словно душа, что вскоре
Может в небо подняться
И там навсегда остаться.

Чайка - свободная птица,
Над водною гладью кружиться,
И ей не понять, что творится -
Как может душа разбиться.

У чайки своя жизнь, другая,
Парит она в небе, летает.
Счастливая птица, не знает
Как больно душе бывает!

Лети, поднимайся в небо
Подумаю я: «Вот и мне бы
Сейчас пролететь над водою
Хотя бы чуть-чуть с тобою».


"Чайка". Любовь Крашина. 2012г. 

https://stihi.ru/2012/07/07/8891?ysclid=mcbl7br0sm3101822

Вот так и Нина, пережив море испытаний, жива и находит себя:

“…Я — чайка… Не то… Помните, вы подстрелили чайку?.. О чём я? Я говорю о сцене. Теперь уж я не так… Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной… Я теперь понимаю, Костя, что в нашем деле — всё равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слова, не блеск, не то, о чём я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни…”

Вот и окончилось время нашего культурного знакомства со столицей.

P.S.

Преддипломная практика подходила к концу. Мы сдали рабочие места и получили крайнюю зарплату.

Отчёт по практике был готов и согласован с главным инженером завода. Им же написано

и письмо в наш институт с оценкой нашей практики.

Уже на защите отчёта у руководителя практики в институте мы получили законные пятёрки, что и отмечено в приложении к нашим дипломам.

 

 

 

 

-
1

Другие записи этого автора:

Автор: Алина Уханова

Алина Уханова - творческий псевдоним. Род. в Нижегородской области. В 215-годовщину со Дня рождения А.С. Пушкина отмечена Благодарственным письмом Государственного Музея А.С. Пушкина (на Пречистенке) от 04.06.2014 г. за творческую работу «Помним имя твоё» (Образ Пушкина и его творчество в музыке, на радио, в кино, в театре и на телевидении. Антология). В 2014 году в связи с 215 годовщиной со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летием его первой публикации награждена Международным Пушкинским фондом "Классика" ценным подарком - юбилейной книгой Редакционно-издательского центра "Классика" "Ваш Пушкин". Пушкинские же работы автора находятся также в музеях Пушкиногорья и Полотняного завода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Не красна книга письмомъ, красна умомъ.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля


Яндекс.Метрика