Осенняя пора природы и человека

Loading

Осенняя пора природы и человека

Картины природы осени, переходящей в зиму, на стене моего рабочего кабинета

1. Картина “Начало осени”.

2. Картина “Золотая осень”.

Обе картины разных авторов приобретены нами в Серпуховской АРТ – галерее “Современные художники”.

3. Картина “Начало поздней осени”. Автор — друг нашей семьи.

4. Картина “Снегирёк”. Автор — моя внучка.

Человек в дружбе с природой руками создаёт своё осеннее красочное многообразие

1. Выращенные фрукты (фото из интерн.)

2. Выращенные овощи (фото из интерн.)

 

Преамбула

Осень – слово

1. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2. Происходит от православного — esenь.

3. В переводе с санскрита — время жёлтых и красных листьев.

4. В переносном смысле — время заката и увядания.

Осень — это не просто время года, когда листья на деревьях приобретают яркие оттенки красок. Это период, когда и природа, и люди собирают плоды своего труда и подводят итоги.

 

А. Осенняя пора очей очарованье…(А.С. Пушкин)

а). Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной…

Борис Пастернак. 1956г.

 

б). “Осенний блюз (саксафон) — Раймонд Паулс

Эта мелодия знакома нам ещё по фильму "Долгая дорога в дюнах" (1982г.)

в). Живая природа осенью (по рассказам Михаила Пришвина)

Начало осени
Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку.

Осинкам холодно
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

Ветреный день
Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как сами охотники часто болтают между собой от избытка радостных ожиданий.

Роса

… в лесу хвойном и лиственном – не дождь пошел, а как будто пролились радостные слезы. В особенности трепетно-радостна была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели.

Заводь

Несмотря на морозы, на Кубре еще встречаются цветущие лилии, а маленьких мелких цветочков, похожих на землянику, на воде целые поляны, как белые скатерти.
Лилии белые лежали на блюдцах зеленых, и грациозные ножки их в чистой воде так глубоко виднелись, что если достать их, смериться, то, пожалуй, нас и двух на них не хватило бы.

Иван-да-Марья

Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ивана-да-Марьи.
По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.
Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:
– Иван, Иван, где теперь твоя Марья?

Осенние листики

На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края.

Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает свой урожай.
Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.

 

г). “Осень детства”

Это словосочетание приходит к нам из названия художественного фильма “Осень моего детства”, снятого по повести литовского писателя Юозаса Апутиса “Ах, Теофилис!”.

Главным героем повести является шестнадцатилетний подросток Бенас, окончивший  9-ый класс и на летних каникулах работающий в колхозе. Вот-вот закончится вместе с каникулами его осень детства, уже юношей он шагнёт в 10 класс, и начнётся уже весна его юности.

Здесь “осень” и “весна”— промежутки времени…

Фильм снят на Литовской киностудия по заказу Гостелерадио СССР в 1978г.
Автор сценария – Ю. Апутис, Режиссер – Гитис Лукшас, Оператор – Ионас Томашявичюс, Композитор – Вячеслав Ганелин.

https://ya.ru/video/preview/12550379766818069769

.

Герои фильма и их исполнители:

1. Теофилис — актёр Альгимантас Масюлис (фото из интерн.)

2. Бенас — актёр Арунас Булика (фото из интерн.)
3. Вилия — актриса Виолета Меляускайте 
(фото из интерн.)
4. Вацюкас — актёр Артурас Правилонис (фото из интерн.)

Порассуждаем, чем же окрасилась осень детства героя нашего фильма.

Каникулы Бенаса в это лето вначале были похожими на предыдущие. Но вот он получает задание привезти из районного центра двух девушек, землемерок, студенток сельскохозяйственного техникума на практику, и весь период их работы на землях колхоза быть им помощником. Чем он и занялся.

В паре с деревенским школьником Вацюкасом, носившимся по полям с высоко поднятым шестом, разрисованным разноцветными треугольниками, Бенас перетаскивал тяжелейший прибор теодолит, который девушкам был не по силам. Плюс ко всему, он научился прибором и пользоваться.

Увлечённо читающий книги, мальчишка, наверное, придумал себе влюблённость в девушку Вилию, одну из землемерок. Однажды, когда парочка пряталась от дождя под ветками одинокой яблони в поле, мальчишеский поцелуя в щёку девушки спровоцировал серию взаимных поцелуев… По дороге же в деревню Бенас твердил и твердил девушке, что теперь он будет всё делать только для неё. Наверное, у неё эти поцелуи с мальчишкой были не первыми… Ведь её сокурсница даже уже успела развестись с мужем. Вот и Вилия предупредила паренька, что многое в жизни ещё изменится…

Бенас же подрос духом скоро…

На время отсутствия землемерок, отозванных в техникум, на поля пожаловал опытный, по его собственной оценке, мужчинка-землемер Теофилис.

Это был чудной человек, много в жизни повидавший, но ничего не добившийся. Пьяница беспросветный, в чём сам со слезами не стеснялся признаться ребятишкам.

И каковы же этапы “Большого пути” этого ищущего счастья человека?

Об этом он делится с мальчишками, здесь его помощниками.

— Актёр драматического театра. Ролями там был недоволен. Не давали ему, к примеру, “Дядю Ваню”. Обиделся, запил, ушёл.

— Чертёжник в конструкторском бюро (об этом не в фильме — в повести). Всё получалось. Но опять — наваждение: сам не видел смысла в содеянном. Ушёл и отсюда.

— Вот тут-то и открылась ему дорога в землемеры. Знай разъезжай по земле-матушке, как путешественник. Местность сельская, самогон свободно можно прикупить, были бы деньги. Кто-то накормит, кто-то и чарку поднесёт. А кто-то и спать уложит в свою постельку, когда хозяина дома нет. Но и его супруга ему, зная его пристрастия, “отомстила”. Соскучившись по ней при свободном передвижении по городам и весям, как-то ночью он вернулся домой, а его спальное место рядом с супругой оказалось занятым…

В природе всё шло своим чередом, заканчивался август. Завершалось и землемерие в этом колхозе, высвобождались и землемеры. Вилия, вернувшаяся накануне из техникума, дооформляла документы.

Бенос же, она заметила, как-то изменился. А ведь он обещал Вилии делать всё только для неё. Тут же — холодная с ней встреча. И улыбка его — в натяг. Взрослая девушка поняла, что за короткое время её отсутствия в отношении к ней паренька что-то изменилось.

И это что-то было не чем иным, как его взрослением. Понимать, наверное, стал парнишка, что не надо торопить время, всему — свой черёд. Ведь и Вилия после их поцелуев говорила о том, что многое со временем изменится.

Вот и от просьбы лесника отвезти на лошади землемеров к железной дороге парнишка отказался. Нашлась и причина — обещал старому человеку пробороздить на лошади после сбора картофеля его огородный участок.

И всё же шестнадцатилетний мальчишка, стоя на поле с вожжами в руках, смотрел вслед удаляющимся возку и “той влюблённости”, что так рано с поцелуями затмила детскую голову…

По окончании работы, видно, для полного душевного равновесия, Бенос на велосипеде, с большой скоростью, передвигался от одного памятного места, где развивались его нежные чувства, — к другому. Он стоял у того дерева, где тогда, после дождя, они целовались с Вилией, и мысленно рассуждал: “… Как пусто бы было жить, если бы каждый день мы не наполнялись словно улей, если бы не понимали, что ВСЁ — рядом с нами и в нас самих. Если бы вместе с тем, что мы называли счастьем, созревал и другой плод — утраты. Мы идём от одного древа познаний к другому и возвращаемся в жизнь изменившимися, став сильнее и мудрее…”

По сути, это и было его прощанием с осенью детства. Впереди его ждала весна юности, обещающая много-много интересного.

Начавшийся, а может быть вернувшийся тот дождь, смыл с лица мальчишки те ранние горести и принёс радостную улыбку облегчения. Ведь всё было ещё впереди.

Мысли за кадром.

В добавок к размышлениям Бенаса нам хочется спеть ему и себе песню из нашего далёкого общего советского детства на пороге юности:

Ты погоди

Здесь каждый дом найдем,

Хоть глаза завяжи,

Где-то за тем углом

Детство вдаль бежит.

 

Ты погоди, погоди

Уходить навсегда,

Ты приводи, приводи, приводи

Нас сюда иногда.

Детство мое, постой,

Не спеши, погоди,

Дай мне ответ простой,

Что там впереди?..

сл. И Шаферана

муз. П. Аедоницкого

 

Дополнительная информация:

Фото книги из домашней библиотеки

1. Сборник “Литовские повести”. Издательство “Известия”. Москва. 1980г.

2. Фото автора повести “Ах, Теофилис!” Юозаса Апутиса.

3. Первая страница повести.

 

Б. ” Осень жизни”.

Словосочетание в названии этой главы, возможно, не всем понятно. Но возвращаясь к трактовке слова в переносном смысле “осень — как время заката и увядания”, становится ясным, что осень жизни есть не что иное, как старость человека, т.е. финальный период его жизни…Но каждому, конечно же, хочется, чтоб осень его жизни была такой же красивой, как Осень природы, и длилась бы бесконечно…

Осень природы заканчивается зимой. А “осень жизни” человека — прощанием с самой жизнью его на Земле и надеждой на жизнь вечную в другой ипостаси.

С детства от взрослых мы слышим пословицу: “Что посеешь, то и пожнёшь“, связывая её с трудом человека на земле.

В Библии же, в “Послании Апостола Павла (Галатам 6:7)” читаем: “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что́ посеет человек, то́ и пожнетСеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную”)…

Бессмертие души

Умолкни, чернь непросвещенна,
Слепые света мудрецы! —
Небесна истина, священна!
Твою мне тайну ты прорцы.
Вещай: я буду ли жить вечно?
Бессмертна ли душа моя?
Се слово мне гремит предвечно:
Жив Бог — жива душа твоя!

Жива душа моя! — и вечно
Она жить будет, без конца;
Сиянье длится беспресечно,
Текуще света от Отца.
От лучезарной Единицы,
В ком всех существ вратится круг,
Какия ни текут частицы,
Все живы, вечны: вечен дух.

Дух тонкий, мудрый, сильный, сущий
В единый миг и там и здесь,
Быстрее молнии текущий
Всегда, везде и вкупе весь,
Неосязаемый, незримый,
В желаньи, в памяти, в уме
Непостижимо содержимый,
Живущий внутрь меня и вне…

О нет! бессмертие прямое —
В едином Боге вечно жить,
Покой и счастие святое
В Его блаженном свете чтить.
О радость! о восторг любезный!
Сияй, надежда, луч лия,
Да на краю воскликну бездны:
Жив Бог — жива душа моя!

Гавриил Державин. 1785г.

 

А вот нам и пример “Осени жизни” двух пожилых мужчин — героев художественного фильма, претендентов на жизнь вечную.

Художественный фильм “Когда наступает сентябрь”. 1975г.

Киностудия “Мосфильм”. Автор сценария Константин Исаев.

Режиссёр Эдмонд Кеосаян.

 

Кадры из фильма:

1. Дедушка Левон Погасян и внук Левон Кондриков. (Исполн.: Армен Джигарханян и Антон Ильин) (фото из интерн.)

2. Ветераны ВОВ Николай Николаевич Иванов (Исполн. Николай Крючков)и Левон Погасян (фото из интерн.)

3. Приготовление шашлыков и овощей на мангале, установленном на балконе квартиры, “под присмотром пожарника” (фото из интерн.)

4. Гостеприимные хозяева привечают гостей (фото из интерн.)

Посмотрев фильм один раз, наверное, мало кто задумается о глубине его содержания…

Но, спасибо интернету, фильм смотришь и смотришь, анализируешь, всё больше и больше приходит понимание.

Пока не зная о Левоне Погасяне и его жизни подробностей, мы видим в нём человека жизнерадостного и здорового…

А прилетел он в Москву из Армении в канун 1 сентября, чтобы проводить в первый класс своего единственного внука, сына единственной дочери (армянки, замужем за русским), будущей кандидата наук. По его общению с людьми в полёте, на остановке такси у аэропорта мы не представляем, что этот человек уже смертельно болен, и приезд его в Москву к дочери и внуку, наверное, будет последним в его жизни, прощальным.

Тяжело раненный во время войны, он тридцать лет носит “немецкие железки” в своём боку. Даже одиннадцатая операция не поставила точку в его борьбе с внутренними “врагами”.

Добрейшей души человек, как магнитом притягивает к себе людей.

— На прОводах в школу первоклашек угощает взрослых, отправивших в класс ребятишек, привезённым из Армении вином…

— Наверное, горячо любимый соседями в своём селе, с ответной к ним любовью выполняет их заказы, набивая покупками свою припасённую для этого “тару”.

— Так же быстро он знакомится и с соседями в доме дочери.

А вот жизнь подарила ему здесь в Москве встречу, которая нам, зрителям, и объяснила всё о нём.

Николай Николаевич Иванов, дедушка первоклашки Катюши, в один из дней начала сентября заметил на лавочке у школы, в позе борющегося с приступом, деда одноклассника внучки.

Вот теперь и сблизились два ветерана ВОВ: в отставке — подполковник Иванов и старшина Погасян. Это — два пожилых человека периода “осени жизни”, наверное, в разное время её окончания…

Понимание армянина о серьёзности болезни привело его в Москву, к внуку и дочери…

Если подполковнику, (после гибели в горах его дочери с супругом, геологов, родителей его внучки), милостью божией надо было прожить ещё минимум 15 лет, чтобы поставить ребёнка на ноги, то старшина после осмотра врачами, устроенного старшим по званию, даже без озвучивания ему результатов (максимум 4 месяца жизни) понял, что приехал в Москву правильно — чтобы проститься с родными…

И вот за столом, накрытым для встречи руководителя диссертации дочери, с армянским вином и шашлыками, приготовленными на балконе двухкомнатной квартиры многоэтажного дома, собирается группа гостей. Это — всего лишь знакомые гостя Москвы, но ставшие ему друзьями. Сам сердечный человек в конце встречи делится с сидящими за столом своим самым сокровенным:

Я землю очень люблю. Когда весной сажаешь дерево, поливаешь своим потом, ты ждёшь, что будет осенью. Потому что осень — это надеждаТолько осенью человек может сам себе сказать: кто он…”

И мы понимаем, что он имеет в виду “осень жизни”, как бы человек подводит итог времени, оставшемуся позади.

А вечером после проводов гостей, уже с дочерью, на армянском языке они душевно, до слёз, поют: (а нам голос за кадром переводит):

Не грусти, друг мой. Мы ведь с тобой посадили деревья. И когда нас не будет, людям будет хорошо в тени этих деревьев. И они вспомнят о нас с тобой…”

Сцена прощания с уходящим к самолёту, стала, по сути, расставанием навсегда с человеком, пошагавшим в вечность

 

Вместо эпилога

Две осени

«Осень жизни, как и осень года,
надо, не скорбя, благословить»
Эльдар Рязанов

Что же, аллегория понятна,
Но любому разница видна:
Осень года всё же многократна,
Осень жизни всё-таки одна.

А зима безжалостно застудит
Русло, где так бурно жизнь текла.
А весна… Весны уже не будет.
Да и ладно. Ведь она была.

Лето было… Упорхнуло птицей.
А хлопот немало было с ним.
Пусть же осень жизни дольше длится.
Ну, и зиму мы уговорим!

© Copyright: Анатолий Александров, 2011

https://proza.ru/2010/10/21/221?ysclid=m3v2vqtikz39456924

 

Осень — это начало, а не конец. Это вера в неизбежность возрождения  и вечность жизни. (Горбунов Андрей)

https://proza.ru/2010/10/21/221?ysclid=m3v2vqtikz39456924

1

Другие записи этого автора:

Автор: Алина Уханова

Алина Уханова - творческий псевдоним. Род. в Нижегородской области. В 215-годовщину со Дня рождения А.С. Пушкина отмечена Благодарственным письмом Государственного Музея А.С. Пушкина (на Пречистенке) от 04.06.2014 г. за творческую работу «Помним имя твоё» (Образ Пушкина и его творчество в музыке, на радио, в кино, в театре и на телевидении. Антология). В 2014 году в связи с 215 годовщиной со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летием его первой публикации награждена Международным Пушкинским фондом "Классика" ценным подарком - юбилейной книгой Редакционно-издательского центра "Классика" "Ваш Пушкин". Пушкинские же работы автора находятся также в музеях Пушкиногорья и Полотняного завода.

1 Комментарий

  1. Здесь в работе “Осенняя пора природы и человека” речь идёт об “Осени жизни” человека на Земле, как времени её завершения.

    Теперь же вдруг открывается и другое определение.
    Напомню авторам и читателям нашего сайта, что 31 мая 2021 года на сайте “Свете Тихий” была опубликована моя статья: Да! “…может собственных Платонов… Российская земля рождать” о выдающемся писателе и учёном Андрее Тимофеевиче Болотове (1738-1833) — кумире нашей семьи.
    https://pravlitlug.ru/publitsistika1/item/5967-samoe-pamyatnoe-dlya-menya-est-litso-bolotova-v-a-zhukovskij?ysclid=m57thrhkuw107764921
    И вот мы в одном из писем его переписки обнаруживаем другое название завершения дней жизни человека на Земле:
    “…при позднем вечере дней моих..”.
    Из письма 87-го
    https://drevlit.ru/texts/b/bolotov_text2.php

    “Со всем тем, как я уже издавна и единожды навсегда вверил всю свою судьбу моему Богу и решился всего ожидать от его святого о себе промысла, тогда же, узнав его, и все короче, и более приучил себя при всяком случае возвергать печаль свою на Господа и ничем слишком не огорчаться, а всего спокойно ожидать от него, то таковая надежда и упование на святое его о себе попечение и утешали меня при всяком случае и не допускали до огорчений дальних, а впоследствие времени и имел я множество случаев собственною опытностию удостовериться в том, что таковое препоручение себя в совершенный произвол божеский и таковое твердое упование на святое и всемогущее вспомоществование, и при всяких случаях вспоможение, всего дороже и полезнее в жизни для человека, так что, находясь теперь уже при позднем вечере дней моих, могу прямо сказать и собственным примером то свято засвидетельствовать, что во всю мою жизнь никогда и не постыдился я в таковой надежде и уповании на моего Бога и никогда не раскаивался я в том, но имел тысячу случаев и причин быть тому довольным”.

    1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Не красна книга письмомъ, красна умомъ.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля


Яндекс.Метрика