О светочах в русском языке и о Светочах нашей истории

Loading

О светочах в русском языке и о Светочах нашей истории

Преамбула.

В русском литературном языке 18-го и первой половины 19-го веков слово светоч могло выражать своё прямое значение: “свеча, факел, светильник”.

К примеру:

— “… дверь отворилась и – перед ним старик, белый, как лунь. Светоч, который он держал в руке, освещал на лице его грустную заботливость”. И.И. Лажечников. Роман “Басурман”.

— Твой светоч, грозно пламенея,

Жестоким блеском озарил

Совет правителей бесславных;

Твой бич настигнул их, казнил

Сих палачей самодержавных…

А.С. Пушкин. “Андрей Шенье”.

В современном же русском языке слово светоч уже относится к книжно-риторическому стилю с резким оттенком высокой патетики и употребляется, по большей части, в переносном смысле. Здесь Светоч — уже человек (божественное существо) — носитель высоких идей.

Светочи — это особое специфическое явление русской культуры, выражающееся носителями идеала русского народа.

 

А. Светоч мира” (Иисус Христос).

                             “Светоч мира” (Иисус Христос). Картина. Худ. Уильям Холмс Хант. 1854. Холст, масло.

                                                                            Кейбл-колледж. Оксфорд.

На картине Христос ночью стучится в некие двери. Он – путник. Ему негде «главу приклонить», как и во дни земной жизни. На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник…. Двери, в которые стучит Спаситель, давно не открывались. Очень давно. Свидетельство тому – густой бурьян, растущий у порога…

Критик и поэт Джон Рёскин в роли толмача объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие, стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше СЕРДЦЕ, а двери ведут в ту глубину, где живёт наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!». И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев, осторожно… кругом ночь… мы не спешим открывать…

Из статьи Протоиерея Андрея Ткачёва (https://pravoslavie.ru/73186.html?ysclid=lunjt3yx8o42822942)

 

Б. Светочи православной веры.

По страницам книги Михаила Лемешева “Стратегия восстановления жизнеспособности России. (Издательская Торговая Компания «Наука-Бизнес-Паритет» Москва 2013).

1. Бронзовая скульптура на постаменте в память о втором Патриархе Всея Руси Гермогене (ок. 1530 –17(27) февраля 1612) . Установлена и открыта 25 мая 2013 года в Александровском саду Московского Кремля по инициативе Русской православной церкви и патриарха всея Руси Кирилла. Авторы памятника: скульптор С.А. Щербаков, архитектор И.Н. Воскресенский. Материал: бронза, гранит (фото из интерн.)

2. При рождении Никита Минов (1605–1681). С 1652 по 1666 гг.– Патриарх Всея Руси Никон. После проведения церковной реформы, приведшей к расколу церкви, царём Алексеем Михайловичем был лишён должности патриарха и отправлен в опалу (фото из интерн.).

3. Праведный Иоанн Кронштадтский чудотворец (1829-1908). — Священник Русской православной церкви, проповедник, митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте (фото из интерн.)

4. Василий Иванович Беллавин (1865-1925г.г.) — Патриарх Тихон, епископ Православной российской церкви, патриарх Московский и всея России. С 21 ноября (4 декабря) 1917 года по 25 марта (7 апреля) 1925 года был первым после восстановления патриаршества в России…

(фото из интерн.)

 

Б.1. О Патриархе Всея Руси Гермогене (1530-1612).

Одним из героев Смутного времени стал Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Ему суждено было стать духовной опорой и вдохновителем русского народа в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

Будущий патриарх родился в 1530 году. Первые достоверные сведения о жизни Гермогена относятся ко времени его служения священником в Казани в конце 70-х гг. XVI в. Известно, что он служил в церкви свт. Николая Гостиного и был одним из главных участников обретения 8 июля 1579 г. чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Считается, что краткое сообщение о явлении иконы было записано будущим патриархом и послано царю Иоанну IV.

В 1589 г. он стал первым митрополитом Казанским и Астраханским (с 1602 г. — митрополит

Казанский и Свияжский). Именно при Гермогене в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы начали поминаться воины, погибшие при взятии Казани.

При восшествии на престол самозванца Лжедмитрия I митрополит был вызван в Москву для участия в работе устроенного самозванцем Сената, но не мог ужиться в мире с новым царём. Когда встал вопрос о бракосочетании Лжедмитрия I с Мариной Мнишек, митрополит потребовал, чтобы над последней был произведён обряд крещения в православие (самозванец скрывал, что, будучи в Польше, он принял католичество). За противодействие царской воле Гермоген был удалён из Москвы в свою епархию в Казань без права въезжать в Москву.

После свержения с престола и гибели самозванца, вошедший на престол Василий Шуйский возвратил Гермогена в Москву и возвёл его в патриаршее звание. Несмотря на эту милость царя, патриарх во многих государственных делах не соглашался с ним, и отношения между ними были натянутыми. Во время смуты возникла ситуация, в которой на русский престол была выставлена кандидатура сына Польского короля, Сигизмунда III – королевича Владислава, патриарх выдвинул условие: принятие претендентом на царский трон православной веры…

В своих устных проповедях и в рассылаемых многочисленных грамотах патриарх призывал русский народ встать за веру православную, за спасение Отечества от иноземного ига.
Услышав вести о том, что по его призывам начало формироваться ополчение под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, патриарх в очередной своей грамоте благословил это патриотическое движение словами: «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольётся гнев Божий, да будут они прокляты в сем веке и в будущем». Враги принуждали его под страхом смерти приказать народу, следовавшему призывам своего пастыря, не противиться им. На это святой отвечал: «Что вы мне угрожаете? Я боюсь только единого Бога и благословляю воинов стоять против вас и умереть за православную христианскую веру».
Патриарх был ярым противником семибоярщины, несмотря ни на что, пытался организовать выборы нового царя из русского народа (первым предложил эту должность Михаилу Романову).
Вынужденно всё же согласился признать русским царем польского королевича Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России. После отказа поляков от выполнения этих условий писал воззвания к русскому народу, призывая его на борьбу. Был арестован, а потом заточён в земляную тюрьму Чудова монастыря. С 1610 г., находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. По его благословению из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорее всего — копия с подлинной), ставшая главной святыней ополчения.

Бескомпромиссная позиция Гермогена стала причиной ужесточения его содержания, и 17 февраля 1612 г., находясь в заключении, он мученически скончался от голода и жажды.

Почитание патриарха Гермогена, как исповедника, началось ещё при его жизни.

В 1652 же году мощи святителя, оказавшиеся нетленными, были по инициативе Патриарха Никона перенесены из рассыпавшегося гроба в Чудовом монастыре в Успенский собор Московского Кремля. В год 300-летия дома Романовых, 25 мая 1913 г. Патриарх Московский и всея Руси Гермоген был прославлен в лике святых, как священно мученик. Были установлены дни памяти: 2 марта (день кончины) и 25 мая (день прославления) (новый стиль).

25 мая 2013 г. в Александровском саду у стен Московского Кремля был открыт памятник святителю Гермогену.

 

Б.2. О Патриархе Московском и Всея Руси Никоне (1605-1681).

В большинстве исторических повествований утвердилось, во многом необъективное и несправедливое, суждение о роли Святейшего патриарха Никона в жизни Русского государства и Русской церкви. Без глубокого изучения подлинных событий, происходящих в середине XVII века, патриарха обвиняют виновником страшной беды, постигшей Русь, — раскола в русской православной церкви. До наших дней каждый старообрядец с малых лет усваивает сомнительную истину, что патриарх Никон – их враг. Разумеется, это сказано не в осуждение староверов, но лишь как констатация факта, с учётом которого следует подходить к оценке подлинной роли, какую играл этот выдающийся духовный и государственный деятель в истории современной ему России. На его долю выпала сложнейшая задача возрождения России после страшной разрухи государственной и церковной жизни, порождённой смутным временем 1598 – 1613 годов…
Святейший ( в миру Никита Минов) родился в крестьянской семье села Вельманова Княгининского уезда Нижегородской губернии в 1605 году . Рано лишившись матери и претерпев много горя от недоброй мачехи, смышлёный мальчик с помощью добрых людей выучился грамоте, полюбил чтение и, в особенности, православную литературу, и уже в 12-тилетнем возрасте тайно ушёл в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь, где восемь лет был послушником, удивляя братию обширными религиозными познаниями и строгостью жизни. Юноша готовился принять монашеский постриг, но по настоятельным просьбам родственников вернулся в родное село и женился. Вскоре его пригласили священником в соседнее село. Здесь он познакомился с московскими купцами, которые приезжали на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Они уговорили молодого священника переехать в Москву, где он прослужил десять лет. К этому времени имевшиеся в семье дети умерли. Никита убедил жену принять монашество, и сам отправился в Соловецкий монастырь, точнее даже в Анзерский скит этой обители. Здесь он постригается в монахи с именем Никона и предаётся суровым подвигам благочестия. После нескольких лет пребывания в скиту переселяется в Кожеозёрский Богоявленский монастырь, где братия избирает его игуменом.

В 1645 году на русский трон после кончины отца Михаила Фёдоровича (1596-1645) вступает 16-тилетний Алексей Михайлович (1645-1676) — второй русский царь из династии Романовых.

В сане игумена Никон, будучи по монастырским нуждам в Москве, встретился с царём. Широкое образование и умные речи игумена произвели на молодого царя большое впечатление, и он повелел перевести его в Москву архимандритом Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. Она остаётся там и до наших дней.

Глубоко верующий царь Алексей Михайлович часто приезжал в эту обитель молиться за упокой своих предков и неизменно встречался с Никоном. Тот, в свою очередь, по поручению царя, обязан был каждую пятницу являться в царскую резиденцию с докладами государю о нуждах бедных, угнетённых и обиженных. Эта совместная благотворительная деятельность сближала их всё теснее. В 1648 году царь направляет своего друга Никона в неспокойный Новгород в сане митрополита. Здесь он успешно служит четыре года. Его духовный авторитет позволяет ему даже усмирить возникший здесь спровоцированный местными боярами бунт.
В 1653 году после кончины святейшего патриарха Московского и всея Руси Иосифа на Всерусском соборе митрополит Никон был избран и вступил на патриарший престол. Дружба царя и патриарха ещё более упрочилась. Царь единолично не принимал никаких важных государственных решений. Тесный союз царя и патриарха, а также Земский Собор — это была подлинная симфония властей.

Так по неоднократному обращению Б. Хмельницкого принять Украину “под руку” России — царь не решался. При обращении же Хмельницкого к патриарху — два великих славянских народа, исповедующих единую веру, стали и единым народом. Патриарх же благословил Алексея Михайловича на войну с Польшей ради освобождения и воссоединения русских земель. В отсутствии царя Никон был полноправным Правителем государства. Окрылённый победой, царь на радостях наградил Никона титулом «великий государь», которым именовал патриарха несколько лет, вплоть до их разрыва, произошедшего вследствие интриг боярства.
В делах охраны духовного здоровья русского общества и авторитета православной церкви Никон был суров и строг к себе, и к царю, и к народу.

Однако, среди служилого народа и бояр сложился заговор о свержении Никона из-за его строгости. Особенно, это относилось к служителям церкви и, так называемым, государевым людям. На имя царя пошли «жалобы» в виде доносов, утверждающих будто бы патриарх непомерно возвеличивает себя, что он «возлюбил стоять высоко, ездить широко», что он слишком занят обогащением патриаршего двора. Это, конечно, была клевета. Но она ни в коей мере не распространялось на личную жизнь патриарха, которую он проводил в суровой аскезе.
Тем не менее, такие наветы достигали своей цели. Тесная дружба и плодотворное сотрудничество между царём и патриархом стали ослабевать. «Царское величество на тебя гневен» – объявил Никону посланник царя – князь Юрий Ромодановский. Это был открытый разрыв между первыми лицами Русского государства. Никон ясно осознавал губительность такого разрыва, но в сопротивление царю не пошёл, поскольку считал, что это неизбежно породит новую трагическую смуту на всей Руси. 10 июня 1658 года он оставляет патриаршую кафедру и отправляется в созданный им подмосковный Воскресенский монастырь «Новый Иерусалим». Отсюда опальный патриарх отдаёт благословение управлять церковными делами митрополиту Питириму Крутицкому, а царю отправляет душевно тёплое письмо, в котором смиренно просит о христианском прощении за несогласованный отъезд из Москвы.
По отбытии Никона в «Новый Иерусалим» положение Русской Церкви, лишённой патриаршего управления, становилось критическим, терпеть которое она не могла без ущерба для её роли в жизни страны. В 1666 году созывается специальный Собор русских архипастырей и зарубежных православных патриархов, который принимает решение «лишить Никона патриаршества и священства, сослать его в Ферапонтов монастырь простым монахом». Здесь бывший патриарх приступает к активным подвижническим трудам – расчищает лесные участки под поля для посева хлебов. Популярность Никона в народе ещё более возрастает. Толпы людей стекаются к нему за благословением. Алексей Михайлович присылал опальному иноку подарки, они обменивались грамотами.
Но враги сосланного архипастыря не унимались. Милославские и Хитрово добиваются перевода его в более суровый Кирилло-Белозёрский монастырь. Здесь Никону предстоит последний срок суровых испытаний, которые он переносит безропотно, помышляя лишь о вечности. Остатки здоровья с каждым днём теряются.
Но есть и добрые православные люди. Царевна Татьяна Михайловна, тётка нового царя Фёдора Алексеевича (с 1676 года), убедила государя созвать Собор с тем, чтобы дозволить Никону вернуться в его детище «Новый Иерусалим». Царь согласился и даже решил послать навстречу изгнаннику свою карету. Но опоздал. 17 августа 1681 года на пути к Москве, в Ярославле, опальный патриарх мирно отошёл ко Господу. Подвижническая жизнь Никона – это свидетельство самосознания духовной власти, её верности служению Русской Церкви и Русскому государству, это назидание потомкам, данное на века.

Б.3. О Праведном Иоанне Кронштадтском чудотворце (1829-1908).

“Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного,
потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить”. 
Иоанн Кронштадтский чудотворец.
Эти слова святого праведного отца нашего, взятые из его фундаментального труда «Моя жизнь во Христе» и вынесенные в эпиграф статьи, не только содержат в себе глубочайшую мудрость православного мыслителя, но его непреходящий завет нескончаемой череде поколений русских православных людей. Следование этому завету – священный долг каждого русского человека и залог будущего благополучия и процветания нашей любимой Родины.
Будущий великий угодник Божий родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на далёком севере России, в семье бедного сельского дьячка Ильи Сергеева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день святой Церковью празднуемого. Вскоре после крещения младенец стал заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию святого таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение перед величием Творца.
Эта любовь к природе сохранялась в сердце святого до конца его славной жизни и нашла свое воплощение в его гениальном поучении о взаимоотношении человека и природы, опубликованном в том же упомянутом труде «Моя жизнь во Христе».

«Господь, – писал отец Иоанн, – имеет полное уважение к созданной Им природе, к ее законам, как произведению Своей бесконечной, совершенной Премудрости; посему и волю Свою совершает обыкновенно через посредство природы и ее законов, например, когда наказывает людей или благословляет их».
На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте. В училище отлично учился, окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию.
Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место дьякона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за неё лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в Академию.
Поступив в Академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу, и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери.
Учась в Академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди аборигенов Сибири или Северной Америки.
В 1855 году, когда Иоанн Сергеев окончил курсы академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елизаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Он принял это предложение.
12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священники. Когда он впервые вошел в собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его видениях. Вся остальная жизнь о.Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, многие даже забывали его фамилию «Сергеев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.
Жизнь предстала ему во всей суровой своей обнаженности. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Вот на этих-то, казалось, нравственно-погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых о. Иоанн силой своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первые «открыли» святость о. Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.
Его безграничная, святая любовь к человеку вскоре открыла в нем дар чудотворения. Тысячи верующих или жаждущих уверования ежедневно приезжали в Кронштадт, в надежде получить от него исцеление или иную помощь и поддержку. Кроме того, в адрес батюшки шел нескончаемый поток писем и телеграмм. Этот поток был столь обилен, что кронштадтская почта была вынуждена открыть свое дополнительное отделение, специально обслуживающее переписку отца Иоанна со своими корреспондентами. На имя батюшки поступали огромные суммы денег. Об их размерах можно судить лишь приблизительно, ибо, получая деньги, о. Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному подсчету через его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!). На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение – «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке.

Строительство сего началось по благословению отца Иоанна в 1900 году по проекту архитектора Никонова, который был рассмотрен и одобрен императором Николаем II, на небольшом участке земли, пожертвованном батюшке купцом Симеоном Раменским. 17 декабря 1901 года о. Иоанн освятил малый храм, в котором начались богослужения.
В феврале 1903 года были освящены главный престол во имя Собора Двенадцати Апостолов с двумя приделами: правый – в честь Казанской иконы Богородицы, и левый – в честь святителя Андрея Критского и преподобной Марии Египетской.
Монастырь получил наименование Свято-Иоанновского в честь небесного покровителя батюшки – Иоанна Рыльского. Еще при жизни батюшки монастырь стал благоустроенным и находился на полном самообеспечении.
В нём проживало более 300 насельниц, которые не только благоговейно молились, но и неустанно производительно трудились. В монастыре были золотошвейная, белошвейная и иконописная мастерские, своя фотография, просфорня с двумя печами, в которых выпекались за один заклад по тысячи просфор. Перед монастырем, с восточной стороны, был разбит небольшой сад, а с западной стороны находился образцовый огород, с которого сестры ежегодно снимали обильный урожай, хотя огород занимал скромный участок земли. Стараниями батюшки, при обители был построен кирпичный завод, две гостиницы для притча и паломников, заведены пасека, конюшня, скотный двор.
Параллельно с церковной службой отец Иоанн 35 лет преподавал Закон Божий в Городском училище и в Кронштадтской классической гимназии. В последующем из-за множества священнических забот батюшка вынужден был оставить педагогический труд, и продолжал свою неустанную работу в Андреевском соборе и новом монастыре.
Андреевский собор, вмещавший до 5.000 человек, всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не заканчивалась.
Во время службы слезы умиления лились из глаз батюшки, но он не замечал их. Видно было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры.
Кроме службы в храмах отец Иоанн нередко совершал молебны на площадях Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова и многих других городов, на которые собирались десятки тысяч верующих. На Соборной площади в Петербурге их численность доходила до 60.000 человек.
Обычно после службы батюшка отправлялся по бесчисленным вызовам к больным и страждущим. Из этих походов он редко когда возвращался ранее полуночи.
Не только архипастыри и пастыри церковные и русский народ чтили о. Иоанна, но глубоко чтил его и Величайший из Государей, Царь Миротворец и Миродержец Император Александр III, который сказал о. Иоанну: «Я знаю кто вы и что вы».
В предсмертной болезни своей Император Александр III пригласил к себе в Ливадию о. Иоанна, который возложил руки свои на голову умирающего Царя и Царь сказал ему: «когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю, не отнимайте их»… О. Иоанн продолжал держать благословляющие руки свои на главе умирающего Царя до тех пор, пока Царь не предал праведную душу свою Богу.
Отец Иоанн обладал даром пророчества. В отношении к нашей Родине – России он явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за богоотступничество.
Батюшка постоянно и горячо молился за Россию, за русский народ. Вот одна из его проникновенных молитв. «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да придет Царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующей и господствующей в России, а не уравненной с иноверными исповеданиями и неверными. Да не будет сего уравнения с неравными, истинного исповедания не имеющими! Истина не может быть сравнена с ложью и правда веры с неправыми исповеданиями».

В последний год своей славной жизни батюшка тяжело болел…10 декабря 1908 года, собрав остаток сил, отец Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7 часов 40 минут утра 20 декабря 1908 года великий праведник мирно отошел ко Господу, заранее и предсказав день своей кончины.
Погребен батюшка был в присутствии десятков тысяч людей в построенном им Иоанновском монастыре на Карповке.
P.S.

К счастью, этот созданный трудами батюшки монастырь, после долгих лет разорения и запустения, ныне возрожден, и у его гробницы, как и в прежние времена, совершают молитвы многочисленные верующие с надеждой на помощь от святого чудотворца. Мудрый святой праведный отец Иоанн неукоснительно верил в возрождение святой Руси и оставил русским православным людям свое обнадеживающее пророчество: «На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, крепкая своей верой в Христа Бога и в Святую Троицу. И будет по завету князя Владимира – как единая Церковь».

 

Б.4. Патриарх Тихон (1865-1925г.г.)
«К тебе же, обольщённый, несчастный русский народ, сердце моё горит жалостью до смерти».
Из послания Святителя Тихона от 8 марта 1918 года..
Будущий великий святой Русской Православной церкви родился в селе Клин Псковской губернии, в семье священника Ивана Беллавина и его супруги Анны. При крещении мальчик был наречен Василием. Детские годы он провёл в маленьком древнем городке Торопце, который упоминается ещё в Лаврентьевской переписи под 1074 годом, как пограничная крепость Смоленского княжества. По переписи 1897 года в Торопце проживало 7,5 тысяч населения. О благочестивой жизни русских людей того времени свидетельствует тот факт, что на территории городка находилось 17 церквей и один монастырь. В одном из храмов и служил отец будущего Патриарха Всея Руси.
С девяти лет мальчик Василий начал посещать Торопецкое духовное училище, где обучали чтению по-русски и по-славянски, русской грамматике, латинскому и греческому языкам, Священной истории, чистописанию, арифметике и, конечно, церковному уставу и церковному пению.
В 13 лет отрок Василий покидает отчий дом, чтобы продолжить учебу в Псковской духовной семинарии. В это время его отец уже предчувствовал Божие предназначение Василия.
Прекрасные способности помогли торопецкому юноше успешно закончить семинарию и в 1884 году поступить в Петербургскую Духовную академию, по окончании которой в 1888 г. со степенью кандидата богословия был направлен в Псковскую семинарию, где преподавал догматическое и нравственное богословие и французский язык. Здесь же в 1891 году 26-летний Василий Беллавин был пострижен в монашество и получил имя Тихон в честь Святителя Тихона Задонского.
Неисповедимы пути Господни, вот и послужной список иеромонаха Тихона с 1892 по 1908гг. говорит о Воле Божией:

*г. Казань — ректор семинарии с введением в сан архимандрита;

*Холмская семинария Варшавской епархии — ректор;
*1897 году в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Тихон возводится в сан епископа Люблинского;

*Алеутско-Аляскинская епархия — 8 лет управления.

В 1908 году Владыка Тихон посетил отца Иоанна Кронштадтского. Это было незадолго до кончины великого Батюшки. Сидя рядышком, они побеседовали. Наконец, Батюшка встал и сказал: «Теперь, Владыка, садитесь вы на моё место, а я пойду отдохну». Спустя недолгое время Владыка Тихон совершил заупокойную Божественную литургию в 40-й день по кончине Батюшки Иоанна.
3 января 1914 года Указом Святейшего Синода Владыка Тихон назначается Архиепископом Литовским и Виленским. Тяжелейшее служение выпало на долю Архипастыря – православное окормление фронтовых частей, духовная поддержка солдат и офицеров, врачебная помощь раненым и беженцам, панихиды по погибшим за Веру, Царя и Отечество православным воинам. За великие труды во славу Отечества в 1916 году Император Николай II пожаловал Архиепископу Тихону бриллиантовый крест для ношения на клобуке. После чего он был переведён в Москву на пост Митрополита Московского и Коломенского.
Наступил трагический 1917 год. Разразилась февральская революция. В это тяжкое время жители древней православной Москвы направились с надеждой к Спасским воротам Кремля встречать своего нового Архипастыря Тихона и принять его первое благословение. 5 июля 1917 года Святейший Синод принял решение созвать Всероссийский Поместный Собор Русской Православной церкви, а 15 августа состоялось его торжественное открытие. На следующий день в Храме Христа Спасителя после Божественной литургии Председателем Собора был избран Митрополит Тихон. В работе участвовало 76 делегатов, которые представляли не только священнослужителей, но и мирян. Речи делегатов были противоречивы, шел спор о том, нужно ли патриаршество на Руси или нет. Это удивительно, но к положительному решению этого вопроса делегатов склонило выступление смиренного крестьянина, который от имени многомиллионного своего сословия заявил: «У нас нет больше Царя, нет Отца, которого мы могли бы любить. Синод любить невозможно. А потому нам нужен Патриарх. С этим меня и послали на Собор». Дискуссия завершилась почти единодушным признанием необходимости восстановления Патриаршества на Руси.
В Москве в это время творились революционные беспорядки. В городе было объявлено военное положение. Повсюду шла стрельба. Вокруг Кремля и, особенно, на Красной площади грохотали орудия. Юнкера, защищавшие Кремль, остались без патронов и сдались. Митрополит Тихон с небольшой группой делегатов Собора добился у революционной власти разрешения осмотреть Кремль. Они увидели главную святыню России в горячих ранах и крови. Зияли пробоины в главном куполе Успенского собора, стенах Чудова монастыря, обезглавлены башни, повсюду лужи крови и трупы юнкеров. Это было 3 ноября 1917 года. На следующий день стрельба в городе прекратилась. Митрополит Тихон и делегаты Собора приняли решение провести выборы Патриарха безотлагательно. 5 ноября 1917 года в переполненном Храме Спасителя, вместившем 12 тысяч человек, состоялись выборы Патриарха. В особый ковчежец были вложены три жребия, и началась Божественная литургия. По ее окончании из алтаря вышел старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий и благоговейно вынул из ковчежца первый жребий, Митрополит Киевский и Галицкий Владимир развернул жребий и прочел: «Митрополит Московский и Коломенский Тихон». «Аксиос» (достоин) – выдохнул храм. «Аксиос, аксиос, аксиос»,- запели духовенство и весь народ.
Торжественное возведение святителя на Патриарший престол совершилось 21 ноября 1917 года – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Так на Патриарший престол был избран полный любви к людям и необычайной простоты беспорочный Архипастырь России – Тихон.

“9 лет Патриарха Тихона при Советской власти”.

Малоизвестные факты взаимоотношений Церкви и Советской власти, первых лет гонений и история того, как Советская власть пыталась сломать Патриарха Тихона.
Читать на Правмиреhttps://www.pravmir.ru/9-let-patriarxa-tixona-pri-sovetskoj-vlasti/ :

В 1925 у Патриарха обостряется болезнь почек и сердца. Он поступает на лечение в частную клинику Бакуниных. Хочет выписываться из клиники, но в связи с зубоврачебной операцией его самочувствие ухудшается. Пишет завещание.

«Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная, темная». После краткого забыться Патриарх спрашивает:

— Который час?

— Без четверти двенадцать.

— Ну, слава Богу, — сказал Святейший, точно только этого часа и ждал, и стал креститься.

— Слава Тебе, Господи! — повторил он и снова перекрестился.

— Слава Тебе, Господи! – сказал он и перекрестился.

— Слава Тебе, Господи! – сказал он и занес руку для третьего крестного знамения.

Через час после консультации врачей Патриарх умирает.

В Донском монастыре, где тело Патриарха было выставлено в течение четырех дней, днём и ночью толпился народ. Живая очередь запрудила всю Донскую улицу. В день похорон к монастырю лился людской поток почитателей покойного, и были в толпе люди всех классов и возрастов. Самый монастырь был чёрен от людей: был занят весь двор, лестницы, приступки, ниши стен.
Похоронен был Патриарх в Малом соборе московского монастыря.

Одной из загадок церковной жизни в советские времена была судьба мощей святого Патриарха

По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти, опасаясь, что мощи Патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы и сожгли в крематории. По другим сведениям, останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокоены на Немецком кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали: понимая, что власти могут надругаться над останками Патриарха, монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе Донского монастыря.

Мощи же святителя Тихона были обретены только в результате несчастного случая. Так, в ноябре 1991 года, в Малый собор Донского монастыря была брошена бутылка с зажигательной смесью. Собор серьезно обгорел. После сильного пожара лишь 17 февраля 1992 года в 23.15 была вскрыта большая часть пола в соборе. И на дне трехметрового склепа археологами  был обнаружен дубовый гроб с мраморной доской: «Святейший Тихон. Патриарх Московский и всея России».
Об этом немедленно было сообщено Патриарху Алексию, который находился в Чистом, где проходило заседание Священного Синода. В 00.15 Патриарх прибыл к месту, и после всего, что он увидел, поблагодарил братию и всех, кто участвовал в обретении.

Ныне Угодник Божий Тихон, будучи причисленным к Лику Святых, пребывает в Царствии Небесном. Нам, православным людям, остаётся неустанно просить Святого Патриарха Тихона молится за нас, грешных, и за возрождение Святой Руси.

Царствие небесное нашим Светочам Веры.

 

В. Светочи России.

1. Условный портрет Владимира Святославича из Царского титулярника. 1672 год. Государственный исторический музей. Москва (фото из интерн.).

2. Последний прижизненный портрет М.И. Кутузова, изображённого с лентой ордена Святого Георгия 1-й степени. Р.М. Волков. 1813г. (фото из интерн.)

3. “Боярыня Морозова”. А.Д. Литовченко. 1885г. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник (фото из интерн.).

4. С.И. Мамонтов с дочерьми Александрой и Верой (справа). 1884г. (фото из интерн.).

Светочи России являли собой верность православию с беспредельной любовью к Богу и

оставили следующим поколениям богатейшее свято отеческое наследие, дающее ориентиры в духовной жизни.

Православие же и сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания.

В г. Липецке ещё в 2016 году на базе МАОУ СОШ №20 учителем истории Фурловой Ольгой Ивановной составлен курс “Светочи России” для преподавания в 8-11 классах.

Курс раскрывает учащимся прошлое родной страны с культурно-антропологических позиций, суть которых состоит в восстановлении традиционного понимания истории как деяний конкретных личностей. Программа этого элективного курса состоит из семи разделов, в каждом из которых объединены персонажи по их исторической роли.

И надо отдавать Дань памяти всем им. Это и:

1. Приобщённым к лику святых и религиозным деятелям:

Князю Владимиру, Борису и Глебу, Святому Благоверному князю Александру Невскому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Адмиралу Фёдору Ушакову, Блаженной Ксении Петербургской, Семье царя-страстотерпца Николая II и др.

2. Великим государям и мудрым государственным мужьям:

Князю Рюрику — легендарному основателю династии, князю Владимиру, Владимиру Мономаху, Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Петру Великому, князю Потёмкину-Таврическому, М.М. Сперанскому, С.Ю. Витте, П.А. Столыпину и др.

3. Воинам, спасителям отечества:

Дмитрию Донскому, Евпатию Коловрату, адмиралу Ушакову, М.И. Кутузову, генералу Скобелеву, маршалу Жукову и др.

4. Гениям, выразителям русского духа:

А. Рублёву, Н.М. Карамзину, А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому, С. Есенину, Д.И. Менделееву,

Э. Циолковскому, Н.И. Вавилову, Ф. Шаляпину, В. Высоцкому и др.

5. Свободолюбцам, мученикам и жертвенным людям:

Марфе-Посаднице, Боярыне Морозовой, декабристам и др.

6. Великим женщинам России:

Княгине Ольге, Софье Палеолог, Елене Глинской, Прасковье Жемчуговой, Софье Ковалевской, Марине Цветаевой и др.

7. Выдающимся меценатам и хозяйственным деятелям:

Купцам Демидовым, Строгановым, С. Мамонтову, Прохоровым, С Дягилеву и др.

Подробности о программе можно найти здесь:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_elektivnogo_kursa_svetochi_rossii_152115.html?ysclid=luy6qclhkg387222048

 

Г. “Величайший Светоч Истин земли – Владимир Ленин!”

Статья Тайви Тум (псевдоним) от 23 июля 2010 года с таким названием и массой комментариев к ней открылась в интернете. И мимо неё пройти просто невозможно. Пересказывать нет смысла, а почитать — интересно.

(https://www.chitalnya.ru/commentary/6523/?ysclid=lurvpaifq541139270)

Наши современники в комментах к статье спорят о Ленине, ссылаясь на ту информацию, ими найденную в наше время, которая подходит им к их сформированным для себя выводам.

Нет смысла вступать в эту полемику.

Просто вспомним, что же нам близко.

Солнце поколений (знаменитая песня)
слова Р. Селянина, музыка А. Новикова

1. В маленьком и тихом городе Симбирске,
Там, где катит воды мать сибирских рек,
Всем народам мира дорогой и близкий
Родился великий человек.

Припев:
В праздники и в будни вместе с нами Ленин,
И живёт он вечно в памяти людской –
Светоч нашей жизни, солнце поколений,
Сердце нашей Партии родной!

2. Не свою ли силу, свой простор без края
Ленинскому сердцу Волга отдала,
Чтоб он шел по жизни, устали не зная,
Чтоб вершил великие дела.

Припев.

3. Ой, над Волгой зори, зори золотые…
Пусть пройдут столетья, пролетят года –
Ильичёво солнце светит над Россией
И ему не гаснуть никогда.

1,2. Книжные иллюстрации. В.И. Ленин и дети (фото из интерн.)

3. Фото пионерского сбора. На переднем плане бюст В.И. Ленина (фото из интерн.)

4. Скульптурная группа: В.И. Ленина с детьми (фото из интерн.; автора композиции найти не удалось)

 

Владимир Ильич Ленин

Российской коммунистической партии посвящаю

Время —
начинаю
про Ленина рассказ.
Но не потому,
что горя
нету более,
время
потому,
что резкая тоска
стала ясною
осознанною болью.
Время,
снова
ленинские лозунги развихрь.
Нам ли
растекаться
слезной лужею, —
Ленин
и теперь
живее всех живых.
Наше знанье —
сила
и оружие…

1924г. Владимир Маяковский

Ленин всегда с тобой

День за днем бегут года —
Зори новых поколений.
Но никто и никогда
Не забудет имя: Ленин.

Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!

В давний час, в суровой мгле,
На заре Советской власти,
Он сказал, что на земле
Мы построим людям счастье.

Мы за Партией идем,
Славя Родину делами,
И на всем пути большом
В каждом деле Ленин с нами.

Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!

Лев Ошанин. 1955 г.

Комсомольская

…Ленин —
жил.
Ленин —
жив.
Ленин —
будет жить…

1924г. Владимир Маяковский

 

Вместо эпилога

                                     Картина художника Александра Уганова “Светочи – Хранители Светлой Руси”

(фото с экрана ноутбука)

Светочи – Хранители Светлой Руси

Стихи Людмилы Денисовой
Седые старцы, светлые отцы, 

Вы – светочи Руси, во мраке Лисьем
Святые деды, наши мудрецы
Нам передали знаки древних писем.

Пропойте песнь о Правде и Любви,
О Конах и Ведических заветах.
В Чертоге Волка лживый уязвим,
Предавших Род, всех призовут к ответу.

Великим дочерям и сыновьям,
Что Род великий помнили и чтили,
Пресветлый Род и Матушка Земля
Звездою Алатырь путь осветили.

Им песнь поют в дорогу гусляры,
Им Лебедь-Ладушка крылом помашет.
И светоносные князья до сей поры
Их ждали, всё о правде жизни скажут.

Воспрянут русы – Сварога сыны,
Очнётся Русь от морока и спячки.
Рассеет страх и ужасы войны,
И Светлый мир родится в одночасье.

 

0

Автор: Алина Уханова

Алина Уханова - творческий псевдоним. Род. в Нижегородской области. В 215-годовщину со Дня рождения А.С. Пушкина отмечена Благодарственным письмом Государственного Музея А.С. Пушкина (на Пречистенке) от 04.06.2014 г. за творческую работу «Помним имя твоё» (Образ Пушкина и его творчество в музыке, на радио, в кино, в театре и на телевидении. Антология). В 2014 году в связи с 215 годовщиной со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летием его первой публикации награждена Международным Пушкинским фондом "Классика" ценным подарком - юбилейной книгой Редакционно-издательского центра "Классика" "Ваш Пушкин". Пушкинские же работы автора находятся также в музеях Пушкиногорья и Полотняного завода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Не красна книга письмомъ, красна умомъ.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля


Яндекс.Метрика