Культура и красота влечёт нас в Москву. Часть пятая

Loading

Культура и красота влечёт нас в Москву

Часть пятая

Заставка

1. Государственный академический театр им. Моссовета — драматический театр. Основан в 1923 году литератором и режиссёром Сергеем Ивановичем Прокофьевым как театр рабочих Московского губернского совета профессиональных союзов (МГСПС). Своё современное название получил в 1938 году (фото из интерн.)

2. Московский театр «Современник»— государственный драматический театр на Чистопрудном бульваре в доме 19А с 1974 года. Здание было построено в 1914 году архитектором Романом Клейном (фото из интерн.)

3. Главный Дом московской усадьбы Л.Н.Толстого «Хамовники». Построен в 1800-1805 годах. После покупки Толстым в 1882 году дом, в 16 комнат, обустроен для проживания многочисленной семьи (фото из интерн.)

Преамбулка

Как главному технологу Новомосковского отраслевого производственного управления треста «Оргминудобрения», мне, нередко, приходилось вместо начальника управления выезжать в трест, находящийся в подмосковном г. Балашихе, с докладом о работе за очередной отчётный период.

Выезжала я в Москву из Новомосковска поездом ранним утром. От Павелецкого вокзала в Балашиху добиралась на такси. После, как правило, успешного отчёта, успевала ещё прикупить в буфете треста дефицитных (в те времена) продуктов и лакомств для дочек. И так же на такси возвращалась на вокзал к обратному поезду в Новомосковск. Красота Москвы оставалась за окном транспорта моего передвижения..

А вот в ноябре-декабре 1986 года я получила направление на двухнедельные курсы в Московский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности в группе руководителей производственных подразделений.

Во время плановой учёбы мне удалось подарить себе три столичных культурных мероприятий.

А.

Спектакль театра им. Моссовета «Орнифль, или Сквозной ветерок» по пьесе Жана Мари Люсьена Пьера Ануяфранцузского драматурга и сценариста, в постановке С.Ю. Юрского.

В главных ролях — супруги С. Юрский (Орнифль) и Н. Тенякова (Сюпо, секретарша).

Мне несказанно повезло. Сейчас в интернете я обнаружила телевизионную версию в двух частях этого спектакля в записи 1993 года.

Первая часть –

Вторая часть –

 

Вставка 1.

1. Орнифль и Сюпо (фото с экрана компьютера)

2. Маштю, друг Орнифля, миллионер (акт. Б. Иванов) (фото с экрана компьютера)

3. Лирическая сцена. Орнифль (отец) и сын Фабрис (акт. А. Шмаринов)(фото с экрана компьютера)

4. Сюпо (актриса Наталья Тенякова) (фото с экрана компьютера)

Интервью Юлии Рахаевой «Контрапункт»у Сергея Юрского. «Московский комсомолец», 14 августа 1990 года:

Давно хочу спросить: для чего вы поставили в своё время такой спектакль, как «Орнифль, или Сквозной ветерок»?

— «Орнифль» — это моё нынешнее самоощущение.

Смысл этой вещи — ненужность поэта в торговом обществе.

Это тот редкий случай, когда чем дольше спектакль идёт — тем лучше его принимают.

— Видимо, мы только сегодня «дозреваем» до его понимания

У меня под рукой оказывается и авторский текст пьесы, в переводе С. Тархановой, в электронном виде, что я с большим интересом и прочитала сейчас:

https://libcat.ru/knigi/yumoristicheskie-knigi/comedy/78201-zhan-anuj-ornif-ili-skvoznoj-veterok.html#text

Как считают критики, в пьесе этой речь идёт не о модном поэте, как таковом, а о модном текстовике. То бишь, рифмующим по заданной теме. «Он отдает себе отчет в собственной бездарности. Он в меру ироничен, не в меру остроумен, предельно циничен и очевидно умен. Он не ведает вдохновения, но в совершенстве овладел ремеслом. Это трагикомический рассказ о поэте, который пытался прожить свою жизнь легко, не обременяя себя любовью и привязанностями..

В конкретном примере сочинённого Орнифлем на лету заказа Отца Дюбатона, его талант текстования налицо:

Псалом

О, где ты, Спаситель?
Ты скрылся, увы!
У ясель столпились
Седые волхвы,

Святая Мария,
Иосиф святой
На ясли пустые
Взирают с тоской.

О господи, где ты,
Исчез ты куда?
— Я в сердце у бедных,
Я с ними всегда.

Пречистая дева,
Томясь и скорбя,
Все бродит у хлева,
Все ищет тебя…

Иосиф в молитве
Склонился. Звезда
Померкла. Спаситель,
Исчез ты куда?

Печалью объяты
Сердца пастухов.
— Я — в душах распятых
На дыбе рабов.

Уходят, рыдая,
Домой пастухи.
Обратно, вздыхая,
Бредут старики.

Язычников скверных
Ликует толпа.
В сердцах правоверных
Печаль и тоска.

О где ты, Спаситель,
Где, господи? — Я —
В тебе, искуситель,
Отвергший меня.

Вот и оценка растроганного Отца Дюбатона:

«Спасибо. Благодарю, сын мой. Вы сделали мне прекрасный подарок. И могу сказать, ничуть не преувеличивая, что Вам многое простится за ваш маленький псалом, такой наивный и поэтичный… хотя, надо признаться, весьманеортодоксальный».

(Т.е. : Орнифль — не тот человек, который свято чтит и придерживается основ, обрядов, неукоснительно следует заповедям своей религии, которая, по его мнению, единственная верная.

Тому причиной и ранний его уход из жизни.)

Светлая память актёрам, супругам: Наталье Максимовне Теняковой (Юрской) (1944- 1925) и Сергею Юрьевичу Юрскому (1935-2019).

Б.

Спектакль театра «Современник» «Любовь и голуби».

Удивительное дело. Случайно в театральной кассе, здесь, в Москве, мне предложили билет на спектакль «Любовь и голуби» в театре «Современник«. Оказывается, этот спектакль с тем же названием, что и художественный фильм, прошедший на экранах кинотеатров в 1985 году. Тогда имя автора сценария фильма Владимира Гуркина в титрах, рядом с именем режиссёра Владимира Меньшова, уже снявшего ещё и популярный фильм «Москва слезам не верит«, прошло для меня без особого внимания. А оказалось, что ещё с 1982 года спектакль «Любовь и голуби» сценариста Гуркина поставлен и идёт в Москве в театре «Современник «. Постановщиком спектакля был знаменитый уже тогда режиссёр Валерий Фокин.

С большим удовольствием посмотрела я тогда этот спектакль. (Который, как затем оказалось, шёл в этом театре целых 19 лет).

И вот теперь, имея интернет под рукой, хочу отдать дань памяти российскому актёру, драматургу, сценаристу, режиссёру, члену Союза писателей России, почётному гражданину города Черемхова Иркутской области Гуркину Владимиру Павловичу (1951-2010).

В этом мне помог размещённый в интернете 3 октября 2025 года очередной номер Иркутской «Областной» газеты, в которой повторена статья Равиля Фаттахова в этой же газете ещё 21.02.2016 года «»Любовь и голуби» Владимира Гуркина«, когда знаменитости могло бы исполниться 65 лет.

Окончивший Иркутское театральное училище, он работал актёром в Омском государственном академическом театре драмы, где и начал писать пьесу «Любовь и голуби«. Действующие лица в ней были списаны с его соседей по месту проживания в юности в городе Черемхово.

В 1983 году по приглашению гл. режиссёра «Современника» в Москву переехал и В. Гуркин…

Актёр и режиссёр, а так же сценарист, живя в столице, регулярно посещал своё Черемхово. В 2010 году, будучи онкологическим больным, приехал сюда, где летом этого года и скончался. Здесь на кладбище он и был похоронен рядом с могилой отца. Именем Гуркина, почётного гражданина города, названы одна из городских улиц и Черемховский драматический театр.

Так же, на площади города перед театром установлен памятник трём драматургам, родившимся в Черемхово, — Владимиру Гуркину, Александру Вампилову, Михаилу Ворфоломееву.

https://www.ogirk.ru/2016/09/21/lyubov-i-golubi-vladimira-gurkina/

К большому сожалению, полного объёма спектакля «Любовь и голуби» в театре Современник мне найти в интернете не удалось. Но шестиминутный отрывок позволит представить практически весь актёрский состав.

Сцена из спектакля. «Присядем на дорожку«

Вставка 2.

1. Глава семьи Василий Кузякин (акт. Геннадий Фролов) и его супруга Надя Кузякина (актриса Нина Дорошина) согласовывают место (кармашек в трусах мужа) для крупных денег отправляющемуся в санаторий (фото с экрана компьютера)

2. Старшая дочь Кузякиных Людмила (актр. Мария Ситко) завязывает отцу галстук (фото с экрана компьютера)

3. Надежда читает детям вслух письмо от отдыхающего на море супруга и отца (фото с экрана компьютера)

4. Колоритная парочка. Супруги Кузякины на тайном свидании (фото с экрана компьютера)

Знакомой с сюжетом фильма «Любовь и Голуби», мне и спектакль тогда пришёлся по душе, тем более, что актриса Нина Дорошина уже была знакома и очень нравилась по фильмам, ещё со школьных лет. Это:

— «Первый эшелон«. Режиссёр Михаил Калатозов. Мосфильм, 1955г.

«Человек родился». Режиссёр Василий Ордынский. Мосфильм, 1956г.

— «Они встретились в пути«. Режиссёр Татьяна Лукашевич. Мосфильм. 1957г.

— «Рядом с нами«. Режиссёр Адольф Бергункер. Ленфильм. 1957г.

— «Строится мост«. Режиссёры Олег Ефремов и Гавриил Егиазаров. 1965г.

Какой же необыкновенный документальный фильм об этой талантливейшей актрисе я открыла для себя сейчас в интернете. По сути, это настоящая кино-энциклопедия с ведущей Ниной Дорошиной самой о себе, народной артистке РСФСР с 11 ноября 1985 года.

«Женщина, которая умеет любить«:

Автор сценария Оксана Шапарова

Режиссёр Михаил Масленников

Редактор Татьяна Малахова

Продюсер Яков Каллер

Популярная актриса театра и кино, педагог, родившаяся 3 декабря 1934 года, Нина Михайловна Дорошина, ушла из жизни 21 апреля 2018 года. Похоронена рядом с родителями на Пятницком кладбище Москвы.

В.

Музей-усадьба графа Льва Николаевича Толстого (1828—1910) в Хамовниках

Проживая с 1977 года в городе Новомосковске Тульской области, конечно же, мы с семьёй посетили Ясную Поляну. А вот, будучи в командировке в Москве, я посетила усадьбу Толстых и в Хамовниках.

Вставка 3

1. Центральный вход в усадьбу (фото из интерн.)

2. Избушка охранника усадьбы (фото их интерн.)

3. Флигель и каретный двор (фото из интерн.)

4. Беседка (фото из интерн.)

Вставка 4

Внутренне убранство жилого дома

1. Столовая (фото из интерн.)

2. Гостиная (фото из интерн.)

3. Кабинет (фото из интерн.)

4. Музыкальный уголок (фото из интерн.)

Собственник знаменитой усадьбы Ясная Поляна Лев Николаевич принял решение приобрести ещё и усадьбу в столице. А причиной тому были взрослые дети. Сыновьям наступила пора получать образование, а дочерям — выезжать в свет…

Старинная усадьба в Долгохамовническом переулке была куплена Толстыми в 1882 году.

Семья пережила здесь 19 зим. А каждое лето проводила в «Ясной Поляне».

Дом же писателя в Хамовниках был своеобразным культурно-просветительным центром Москвы.

Сюда стекалось бесконечное количество людей: знакомых и незнакомых, москвичей и приезжих из разных углов России и из-за границы, принадлежащих к самым разнообразным слоям общества. Дом был всегда переполнен посетителями, желавшими видеть Толстого и говорить с ним…

Льва Николаевича посещают здесь А.П. Чехов, композитор А.Н. Скрябин, пианист К.Н. Игумнов, певица М.Н. Климентова-Муромцева, композитор Н.А. Римский-Корсаков, критик — искусствовед В.В. Стасов, скульптор И.Я. Гинзбург, гравер В.В. Матэ, композитор С.И. Танеев и многие другие.

Здесь в усадьбе Хамовники Л.Н. Толстой написал около 100 произведений.

Это и роман «Воскресение», и повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова саната», «Отец Сергий». А также ряд философских и публицистических статей.

Лев Николаевич Толстой на прогулке

Лев Николаевич любил пешие прогулки в его большом поместье Ясная Поляна. Несколько раз даже ходил там пешком в Тулу.

И что удивительно так это то, что он с товарищами трижды приходил в Ясную Поляну из Москвы пешком.

Вот как об этом вспоминает дочь Татьяна Львовна:

«От Москвы до Ясной Поляны около двухсот километров. Иногда отец проделывал этот путь пешком. Ему нравилось быть паломником; он шел с мешком за спиной по большой дороге, общаясь с бродячим людом, для которого он был безвестным спутником. Путешествие обычно занимало пять дней. В пути он останавливался переночевать или перекусить в какой-нибудь избе или на постоялом дворе. Если попадалась железнодорожная станция, он отдыхал в зале ожидания третьего класса…».

Для подробностей добавим.

Первое путешествие произошло в 1886 году. Писатель вместе с молодыми: сыном художника Н.Н. Ге и хорошим знакомым М.А. Стаховичем вышел из Москвы 4 апреля. К 10 часам утра 5 апреля добрался до Подольска. Вечером 7 апреля — до Серпухова. А вечером 9 апреля пришёл в Ясную Поляну.

Второе путешествие состоялось 17-22 апреля 1888 года. Вместе с Львом Николаевичем шли: сын художника Н.Н. Ге и А.Н. Дунаев (единомышленник Л.Н.-ча).

Третье путешествие было 2-7 мая 1889 года. В этот раз писатель шёл в сопровождении Е.А. Попова, друга и последователя Толстого. (Погода была не майская, шёл дождь со снегом, дул холодный ветер, идти было трудно).

Последний раз писатель побывал в Хамовниках проездом в сентябре 1909 г., за год до своей кончины.

Постскриптум:

— Отношение Льва Николаевича к Москве в течение его жизни было разным: в детстве —восторженным, к старости — и критическим.

Если с одной стороны он видел столицу как центр русской культуры (его радовали театры, музеи, книжные магазины), то с другой — его раздражала столичная роскошь, суета и светская жизнь…

— С.А. Толстая всегда хотела сохранить усадьбы в Хамовниках и Ясной Поляне для будущих поколений, мечтала превратить их в музеи. Так и получилось. В 1911 г., спустя год после смерти Толстого, она продала усадьбу в Хамовниках московской городской управе. А дом —даже вместе с обстановкой кабинета писателя. Вся остальная обстановка осталась во владении супруги писателя. Большую часть вещей она отправила для хранения на мебельные склады А.Ф.Ступина в Москве, а оставшиеся вещи перевезла в Ясную Поляну. Так же она составила подробную опись предметов обстановки по комнатам в усадьбе «Хамовники».

Благодаря ее труду сегодня все эти вещи стоят на своих местах в музее.

Музей в Хамовниках, посвящённый жизни и творчеству писателя Л.Н. Толстого, был открыт в 1921 году по личному указу В.И. Ленина. Входит в состав государственного музея Льва Толстого.

Моя учёба в Москве тогда успешно окончилась. Меня ждала работа, сопряжённая с поездками по объектам работы нашего управления. Москва нередко встречала и провожала меня.

-
2

Другие записи этого автора:

Автор: Алина Уханова

Алина Уханова - творческий псевдоним. Род. в Нижегородской области. В 215-годовщину со Дня рождения А.С. Пушкина отмечена Благодарственным письмом Государственного Музея А.С. Пушкина (на Пречистенке) от 04.06.2014 г. за творческую работу «Помним имя твоё» (Образ Пушкина и его творчество в музыке, на радио, в кино, в театре и на телевидении. Антология). В 2014 году в связи с 215 годовщиной со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летием его первой публикации награждена Международным Пушкинским фондом "Классика" ценным подарком - юбилейной книгой Редакционно-издательского центра "Классика" "Ваш Пушкин". Пушкинские же работы автора находятся также в музеях Пушкиногорья и Полотняного завода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Не красна книга письмомъ, красна умомъ.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля


Яндекс.Метрика