Ока (XIV часть)

Loading

..(А) теперь хвалу простую Про одну сложу реку: Голубую,
разливную, Многоводную Оку…

Часть четырнадцатая

11. Кашира. Московская обл.

Кашира. Московская область

1. Автомобильный мост через Оку на трассе М4 в сторону Москвы (фото из интерн.)

2. Вид на Каширу с Оки (фото из интерн.)

3. Спуск к Оке (фото из интерн.)

4. Мы в Кашире у воды ( наше фото 12 мая 2023г.)

 

Песня о Кашире

Небогатою палитрой

Разукрашен бугорок —

Это древняя Кашира,

Среднерусский городок.

Круто на берег взобрался

Над петляющей Окой,

На холсте лесов вписался

Белокаменной строкой.

Весь он старенький и ветхий

В тайной прелести своей,

Он застрял в минувшем веке

Изобилием церквей.

В них давно уж не молились

И не ставили свечей.

Купола заполонила

Суета мирских грачей.

А вдали, у черной пашни,

Где Ока качнулась вширь,

Прямо в небо метит башни

Позабытый монастырь.

В темных трещинах ромашка

Неожиданно растёт,

Словно личико монашки

Белизною вдруг блеснёт.

Очень грустные гудочки

Пароходов над рекой,

Город белый, как дедочек

С непокрытой головой.

Он стоит, как бы прощаясь,

Чуя древности конец,

Так богатство провожает

Промотавшийся купец.

Почему-то нас волнует

Золотая старина,

Очень много повествует

Кружка старого вина.

До свидания, Кашира,

Колоритный бугорок,

Доживай спокойно в мире

Незагаданный свой срок.

2010г. Хайдар Бедретдинов.

1.

Город Кашира входит в состав Московской области. Это один из старейших городов. Расположен он на 93 км к югу от Москвы. На высоком правобережье реки Ока имеет пристань. Есть у города и Железнодорожная станция на Павелецком направлении Московской ж.д. Население на 2023 год составляет 45231 чел.

 

О названии и гербе города.

Есть некоторые предположения ученых о происхождении названия города Кашира, к примеру:

— по мнению русского и немецкого лингвиста и слависта Макса Фасмера от тульск. диалект. слова кошира (овечий хвост). (Сравним с названием помещения для овец кошара).

— по мнению советского и российского лингвиста и филолога Владимира Николаевича Топорова своим названием Кашира восходит к речке Каширке, около впадения которой в Оку на левом берегу изначально располагался город. Название речки имеет параллель в балт. гидронимии.

— ещё одну версию происхождения названия города предлагает Эдуард Макарович Мурзаев: в летописях 14 века Кашира упоминается как Кошира. Топоним этот связывают либо с тюрк. “кош” (шалаш, стоянка, молочная ферма, стан), либо с “кешир” (переправа через реку), поскольку именно здесь была удобная и охраняемая переправа через реку Оку.

А в шутку Ка-ширу называю городом, где Ока — широка.

1778

Герб Каширы — это в полном смысле — щит.

Что мы видим на переднем плане?

Щит разделён на две части. В верхней части на лазоревом поле – золотой крест.

В нижней части в серебряном поле – чёрный с червлёными (красными) крыльями и увенчанный златым венцом Зилант (змея), который представляет герб Казанский. Этот “град при Великом Князе Василии Ивановиче был дан в удел Абдыл Летифу, снизверженному царю Казанскому”. Золотой крест показывает, что град и ранее “не выходил из под Российской державы”.

 

Краткая историческая справка города Каширы

Кашира впервые упоминается в 1356 (в духовной грамоте московского князя Ивана II

Красного) как село.

В 1480 году Кашира уже стала городом.

В 1517 году на город был совершён первый набег крымских татар, после чего до конца столетия Кашира пережила более 20 набегов.

В 1531 году в Кашире построена крепость: земляной вал с деревянными укреплениями. Наиболее разрушительный набег крымских татар произошёл в 1571 году.

В 1619 Кашира отстроена вновь — уже на правом берегу Оки, где к 1629 возведён земляной вал с деревянной крепостью, служившей одним из опорных пунктов Большой Засечной черты. Во второй половине XVII века оборонная роль Каширы уступает место торговой.

В 1708–1777 входила в состав Московской губернии, в 1777 – 1796 гг. сначала была уездным городом Тульского наместничества, а затем– Тульской Губернии.

В первой половине XIX века Кашира являлась важным торговым центром. В городе строятся церкви и жилые дома в стиле классицизм. Жители занимаются садоводством и огородничеством, а также мелкокустарным производством.

В 1919–1922 годах в 5 км от города в посёлке Терново (переименованном впоследствии в г. Новокаширск) построена Каширская ГРЭС.

В мае 1923 Кашира передана в Московскую губернию.

В 1929 стала районом Московской области..

Во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года после обхода немецкими войсками Тулы Кашира оказалась в зоне военных действий. В начале декабря 1941 года в результате Тульской наступательной операции немецкие войска были отброшены от Каширы.

В 1963 году в состав Каширы вошёл город Новокаширск.

30 апреля 2015 года постановлением Московской областной Думы городу присвоено почётное звание “Населённый пункт воинской доблести”. В этот же год в состав Каширы включен и город Ожерелье.

 

Город Кашира — промышленно-развитый центр Московской области, отметим лишь отдельные отрасли:

— судостроительный, металлоконструкций (оборудование для электростанций), сельскохозяйственных машин, “Центролит” (алюминиевое и чугунное литьё, механообработка), гидромеханический и пр. заводы;

— комбинат картонно-бумажных изделий;

— производство кирпича, гофротары…

— главным предприятием города, конечно же, является Каширская ГРЭС.

 

2.

Мечты сбываются.

 

1. Плакат: Наука и техника – Каталог статей – Блог Ильи Винштейна (фото из интерн.)

2. Лампочка Ильича. Сысоев Николай Александрович (1918-2001) (фото из интерн.)

3. Ткачев Алексей Петрович (род. в 1925), Ткачев Сергей Петрович (род. в 1922) Свет. Лампочка Ильича. 1972. Холст, масло. 175 х 229. Калужский музей изобразительных искусств, Инв. Ж-748. (фото из интерн.).
4. Каширская ГРЭС сегодня 
(наше фото 12 мая 2023г.)

 

 

Кашира считается родиной электричества для советского народа, который, в большинстве своём о нём и не знал.

Каширская ГРЭС была построена по плану ГОЭЛРО под личным контролем Владимира Ильича в 1919–1922 годах. Введена в эксплуатацию 4.06.1922 года и стала одной из первых советских районных ТЭС.

А как же её ждали!

 

“Лампочка Ильича”

С. Кузьмин.

Когда я был таким, как вы сейчас, я даже не знал, что такое электричество. Вечерами мы жгли лучину и мечтали о свете. А дедушка мой любил пофантазировать.

«Хорошо бы,— мечтал он,— поймать жар-птицу, да не одну, а с десяток! Осветили бы они всю деревню и забыли бы мы о лучине…». Однажды пришел к нам дядя Вася и такое сказал, что мы рты поразевали. Будто бы скоро придет в село огонь по проводам и в каждой избе лампочка загорится. Сама вроде маленькой бутылочки, а светит как тысяча лучин. Не поверил дедушка дяде Васе и пошел в город узнать правду. А когда вернулся, только и говорил о волшебных лампочках. Он даже купил одну и подвесил ее на веревочке. Но лампочка не загорелась. Рассердился дедушка: «Обманули старого. Негорящую подсунули».

Узнал о негорящей лампочке дядя Вася и рассмеялся. «Чтобы лампочка горела,— объяснил он,— нужно столбы поставить и на них провода от электростанции протянуть». Мы с дедушкой сразу же около нашей избы столб вкопали и стали ждать, когда на нем провода натянут.

Скоро привел к нам дядя Вася незнакомого мужчину и говорит: «Вот познакомьтесь, это монтер Петр Петрович». Мы познакомились, а Петр Петрович прикрутил к сапогам железные когти, залез на наш столб и привязал к нему нашу избу. Только не веревками, конечно, а блестящими проводами.

«А ну, дед,— сказал дядя Вася,—-давай твою лампочку. Может, она теперь загорится». Взял монтер нашу лампочку, прикрутил ее к какому-то блюдечку, а дедушка сам щелкнул выключателем. И из нее такой огонь полился, что бабушка даже закричала: «Караул! Горим!».

Потом мы до самого утра сидели и все никак не могли налюбоваться на нашу электрическую жар-птицу—«лампочку Ильича», как мы ее тогда называли. Потому что это по наказу Владимира Ильича Ленина стали строить у нас в стране электростанции. А дедушка мой с тех пор днем старался выспаться. Уж очень ему понравилось при электрическом свете газеты читать.

 

3.

История женского Никитского монастыря в Кашире

«Всё возвраща́ется на кру́ги своя́» (Из Ветхого Завета {Книга Екклесиаста, глава 1, стих 6})

 

Монастыри России
Монастыри России,
Вы духа светлого нетленные ларцы.
Вас основали пращуры-отцы святые.

Монастыри – аскеты.
В вериги плоть свою сковав
И жизни праздный тлен поправ, свечой согреты.

Монастыри – изгои.
Вас с корнем драли из земли,
Но, лишь, блаженные могли снести такое…

Монастыри – «голгофа».
Вас красный бешеный террор
Расстреливал, смеясь, в упор за веру в Бога.

Монастыри – прозренье.
Россия с вами навсегда,
Ведь с верой не страшна беда –
с ней путь к спасенью.

 

Люда Павлова
Ссылка – 
Стихи про МОНАСТЫРЬ

Женский Никитский монастырь (наше фото 11 мая 2023г.)

 

С конца XVII в. на окраине Каширы находилась деревянная кладбищенская церковь во имя святого великомученика Никиты.

В 1815 г. небогатый местный купец Федор Иеремиевич Руднев решил построить каменную

церковь, при которой поселились несколько бедных старушек.

В эту богадельню в 1843 г. прибыла монахиня Фомаида – инокиня знаменитой Горицкой обители, направленная в Тулу Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), а затем в Каширу — епископом Тульским Дамаскином.

Вскоре тульский архиерей благословил мать Фомаиду на открытие женской общины в Кашире.

Монахиня Фомаида ввела в общине строгий устав монашеской жизни. Число женщин год от года увеличивалось.

Община жила в тяжелых материальных условиях, но в истинном духовном подвижничестве, и Бог не оставлял сестер: на обитель жертвовали представители царской семьи, а духовниками общины были иноки Оптиной пустыни и Белопесоцкого монастыря.

В 1862 г. настоятельницей Никитской общины стала монахиня Белевского монастыря Макария (Сомова), которая была духовной дочерью оптинского старца Макария (Иванова).

Число сестер постоянно увеличивалось, вокруг Никитской церкви было построено семь каменных и четыре деревянных корпуса, возведена каменная ограда.

8 июля 1884 г. Никитская Каширская община преобразовалась в монастырь, а настоятельница возведена в сан игумении. В обители установлено неусыпное чтение Псалтири, ежедневное полное богослужение, введен общежительный устав.

При следующей настоятельнице игумении Тихоне (Ладыженской) в 1889 г. было начато строительство Преображенского собора по проекту архитектора В. О. Грудзина.

На другом берегу Оки (ныне – Ступинском районе) монастырем был куплен участок леса для заготовки дров. Этот участок располагался на месте древнего монастыря Соколова Пустынь, упраздненного в XVII веке.

После выпиливания леса, на освободившейся площади была построена школа для детей из трех окрестных деревень. Затем возвели церковь во имя Иоанна Предтечи и ряд других хозяйственных построек. Так постепенно вырос Иоанно-Предтеченский скит, в котором постоянно жили 30 сестер.

Как и все русские монастыри, молодая Каширская обитель несла и гражданское служение: содержала больницу, богадельню, двухклассную церковно-приходскую школу, где учились 120 девочек. Кроме того, монастырь сотрудничал с Красным Крестом и Православным миссионерским братством. Посильную помощь от небогатой обители получали русские воины, раненные в войне с Турцией в 1877 – 78 гг. В деле помощи раненым обитель сотрудничала с великой княгиней Елизаветой Федоровной. В стенах обители находили приют и пищу нищие и калеки (ежедневно кормили до 30 человек)

В 1912 г. обитель отмечала свой 50-летний юбилей (с момента учреждения общины).

После 1917 г. игуменья Серафима пыталась сохранить обитель от разорения, преобразовав ее в трудовую артель. Но, несмотря на это, в 1924 г монастырь был разорен.

Часть сестер увели в Каширскую тюрьму, а большинство сослали в Казахстан. Небольшое число монахинь осталось в Кашире при храме Флора и Лавра, а также живя в домах и корпусах, ранее принадлежавших обители.

Известна одна из подвижниц обители – схимонахиня Ольга (Ложкина). Поступив в монастырь перед самым его закрытием, она сильно пострадала в момент разрушения монастыря. Переехав в Москву, она дожила до глубокой старости, пережив Великую Отечественную войну и неся всю жизнь тяжелый подвиг юродства. Схимонахиня Ольга была почитаема жителями столицы как праведница и прозорливица. До сих пор ее могила на Калитниковском кладбище в Москве привлекает паломников.

После Великой Отечественной войны на большей части территории обители расположился Ногинский филиал чулочно-носочной фабрики «АЖУР».

Никитский храм был сильно разрушен и перестроен: до фундамента снесена колокольня, поломана ротонда с куполом. Для нужд фабрики весь храм был обстроен хозяйственными и складскими помещениями. Сильно перестроен и внутренний облик церкви.

Территория была обнесена забором с колючей проволокой и застроена гаражами и мастерскими.

Руины Преображенского собора почти столетие простояли, чернея на высоком берегу Оки. В разные годы там пытались организовать склад для хранения зерна, затем молокозавод, который расположился в подвальной части храма.

В 90-е годы Преображенский собор был передан Церкви.

Трудами настоятеля священника Валерия Сосковца была проведена огромная работа по реставрации наружного облика храма: восстановлены главки с куполами; изготовлен центральный купол; заново построена кровля и закомары, разрушенные в советские годы; на стенах восстановлен декор и штукатурное покрытие.

После банкротства чулочной фабрики в 2008 г, Никитский храм пытались продать с аукциона как производственное помещение. Усилиями протоиерея Виталия Коценко и жителей города храм был возвращен Церкви. Было привлечено внимание общественности, поданы иски в суд (за все время борьбы за здание Никитского храма прошло более 28 судебных процессов), организовывались крестные ходы и митинги.

После передачи Никитской церкви Московской епархии, в храме постепенно стала налаживаться приходская жизнь: регулярно совершались богослужения, силами прихожан производился постепенный ремонт отдельных помещений.

Долгое время службы совершались в трапезной части храма, с печным отоплением и аварийными конструкциями.

С 2016 года в храмах монастырского комплекса Благотворительным Фондом Московской епархии по восстановлению порушенных святынь начались масштабные реставрационные работы.

Фонд был создан в феврале 2015 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, соучредителем Фонда стал губернатор Московской области А.Ю. Воробьев.

Цель работы фонда – восстановление всех порушенных святынь Подмосковья, которых на тот момент насчитывалось более 250-ти.

В июле 2015 года Благотворительный Фонд взял в работу Никитский храм. Была разработана и согласована в Госоргане проектно-сметная документация. Проведены необходимые архитектурно-исследовательские работы.

В 2016 году начался первый этап реставрации – снос советских пристроек, которые, находясь в аварийном состоянии, разрушали и здание храма.

После этого было принято решение о воссоздании ротонды и трапезной части Никитского храма.

Главой городского округа Химки Волошиным Д. В. финансировалась часть реставрационных работ в Никитском храме.

В сентябре 2017 года Никитский храм посетил митрополит Ювеналий, который принял решение о воссоздании колокольни храма, полностью разрушенной в советские годы.

В это же время губернатор Московской области А.Ю. Воробьев принимает решение о благоустройстве территории монастырского комплекса площадью около 1 Га.

Силами администрации г.о. Кашира осенью 2017 года был произведен вывоз более 4 000 куб.м. насыпного строительного мусора, из-за которого здания храмов были погружены в землю на глубину до полутора метров в разных местах, была произведена вырубка леса, которым зарос склон под храмами.

Внутреннее убранство храмов осуществлялось попечением главы Одинцовского Муниципального района Иванова А.Р.

К июню 2018 года работы были практически завершены.

Главный колокол для звонницы пожертвовал А.Ю. Воробьев. Остальные колокола были приобретены на средства Председателя Управляющего совета Фонда – протоиерея Михаила Егорова, члена экспертного совета Фонда – О.К. Лехова, каширского предпринимателя Р.П. Волкова, директора реставрационной компании «СК- Реставратор» В.В. Сёмина.

Помощь в работах по восстановлению храмов оказало каширское благочиние, каширские предприниматели и прихожане храма.

24 июня 2018 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении всех викарных епископов и большого количества духовенства Московской епархии совершил Чин Великого освящения Преображенского собора и Никитского храма.

22 июля 2018 года случилось историческое событие. Впервые за всю историю г. Каширу посетил Предстоятель Русской Православной Церкви. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Преображенском соборе в сослужении подмосковного духовенства при большом стечении богомольцев.

 

Никитский женский монастырь.

Страница монастыря

“Русская Православная Церковь, 

Московская митрополия,

Монастырское благочиние”.

 

4.

Неожиданное открытие.

 

В Каширском краеведческом музее мы узнали, что знаменитый художник Евгений Николаевич Максимов, знакомый нам по выполненным им работам в некоторых исторических местах России, родом из Каширы.

 

Оказывается, это – признанный художник во всём мире.

Мы же видели его работы в известных местах:

— В Храме Христа Спасителя в Москве;

— В Храме Христа Спасителя в Калининграде;

— В Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская область);

— Роспись плафона нового корпуса Большого театра (совместно с З.К. Церетели).

 

1. Каширский краеведческий музей. Находится он в старой Кашире в красивейшем архитектурном памятнике начала XX в., расположенном в центре бывшей Соборной площади рядом с памятником архитектуры XIX в. Успенским собором (1842 г.).

2. С 2008 г. Е.Н. Максимов ежегодно проводит мастер-классы и лекции в Каширском

краеведческом музее по темам, посвященным изобразительному искусству России.

 

 

Евгений Николаевич Максимов – широко известный и признанный художник во всем мире. Его мозаики, фрески, рельефы, панно, росписи для храмовой архитектуры и общественных зданий отличаются большим мастерством, строгостью и безошибочным вкусом.

Родился наш художник в 1948 году 9 августа в городе Кашире. После пятого класса поступил в среднюю школу при Академии художеств в Москве. В 1973 году окончил Мастерскую монументального искусства Московского художественного института имени В.И. Сурикова  по специальности художник-живописец.

В 1982 году — очную ассисентуру-стажировку у руководителя К.А. Тутеволь.

Во время учёбы Максимов начал выставлять свои работы на московских, областных и республиканских художественных выставках.

 

Евгений Николаевич Максимов создал целое направление в современном монументальном искусстве. Подготовил более 100 художников-монументалистов для нашей страны и стран ближнего и дальнего зарубежья. Удостоен орденов Святого Сергия Радонежского, Святого Андрея Рублёва, Премии города Москвы, Золотой медали Российской академии художеств, а также первых премий российских и международных конкурсов, имеет звания «Заслуженный деятель искусств России» и «Народный художник России»; академик живописи, вице-президент Российской Академии художеств.

 

В журнале “Благоукраситель”, “Иконописец” №65 от 21 января 2019 года читаем:

– Евгений Николаевич, как Вы пришли к церковному искусству?

 

– В 1973 году я окончил Суриковский институт, в котором и работаю почти всю жизнь. Конечно, в то время специально церковному искусству нас никто не учил. Но нас обучали профессии художника-монументалиста, в которую входили традиционные виды искусства: сграффито, фреска, роспись, мозаика, витраж. Мы много копировали: итальянцев, русскую, византийскую церковную классику. С 1980 года я стал преподавать. У нас было много студентов киприотов, в основном они были православными людьми. Когда возникла необходимость расписать храм под Никозией в стиле комниновского времени (Период второй половины -XII в. обычно называется “комниновским” по имени основной правящей династии)., мастеров искали по всей Европе. Фреской по сырой штукатурке мало кто занимался. У нас же это входило в программу обучения. Один из студентов предложил мне принять участие в конкурсе, и меня пригласили. Четыре года я расписывал храм вмч. Георгия на Кипре и изучал византийское искусство комниновского времени. А в 1996 году меня пригласили расписывать храмы Оптиной пустыни. Писали мы в русской традиции, опираясь главным образом на Ферапонтово, на Дионисия, но использовали и византийский опыт. Мы проработали до 1998 года, когда меня пригласили на Храм Христа Спасителя. В то время я уже руководил мастерской монументальной живописи в Суриковском институте. Я привлек к работе в Храме Христа Спасителя выпускников, и они прошли там хорошую школу. Многие из них стали известными иконописцами, например Игорь и Наталья Самолыго, Лариса Гачева, Светлана Васютина, Ирина Дворникова и Юлия Смирнова. Подготовка к росписи длилась два года. Мы прошли тот же путь, что и Крамской со товарищи, расписывавшие храм в середине XIX века.

Роспись Преображенской церкви Храма Христа Спасителя (нижний храм),

Москва, 2009-2010 гг. Автор и руководитель проекта Евгений Николаевич Максимов.

 

Вместо эпилога

Зодчий

Я свой храм возводил 

так, как виделось мне.

Был в порыве творца

безотчётно свободен.

Ясен замысел мой

и по силам вполне.

Мир не знал до сих пор

ничего в этом роде.

 

Сам я глину месил,

формовал кирпичи,

обжигал их в печи, 

и выкладывал стены,

золотил купола, 

и при свете свечи

своды все расписал 

я в библейские сцены.

 

Получился мой храм 

и красив и высок.

Я был горд, что труды 

положил не напрасно,

но явился с небес, 

с недоступных высот

вечный ангел – рассвет,  

ослепив взором ясным.

 

Храм водой окропил, 

и молитву вознёс,

и зажёг пред святыми

иконами свечи…

Свет прошёл сквозь меня

и обиду принёс,

что в торжественный час

я никем не замечен.

 

Всё, что должно, свершил

нимбоносный гонец,

и, заметив во мне 

чёрный след своеверья,

он сказал:

– Храм не твой.

Есть один лишь Творец!

Ну а ты обречён 

быть в Его подмастерьях.

 

Ангел ввысь воспарил.

Я стоял в тишине,

сердце билось в ответ

просветлённым признаньем.

Я склонился пред храмом,

и виделось мне: 

не земным он объят,

а небесным сияньем.

автор: Сергей Панфёров

ссылка – ЗОДЧИЙ – стихи про  профессию

 

1

Автор: Алина Уханова

Алина Уханова - творческий псевдоним. Род. в Нижегородской области. В 215-годовщину со Дня рождения А.С. Пушкина отмечена Благодарственным письмом Государственного Музея А.С. Пушкина (на Пречистенке) от 04.06.2014 г. за творческую работу «Помним имя твоё» (Образ Пушкина и его творчество в музыке, на радио, в кино, в театре и на телевидении. Антология). В 2014 году в связи с 215 годовщиной со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летием его первой публикации награждена Международным Пушкинским фондом "Классика" ценным подарком - юбилейной книгой Редакционно-издательского центра "Классика" "Ваш Пушкин". Пушкинские же работы автора находятся также в музеях Пушкиногорья и Полотняного завода.

2 комментария

  1. Чудесное повествование о русской старине, о маленьком городе с большой историей. В каждой строчке автора любовь к этой святой земле,любование природными красотами и творениями рук человеческих. А нам – напоминание о людях,трудом и талантом которых все это создавалась. Спасибо автору за прекрасные очерки о заповедных местах нашей необъятной страны. Просвещайте и радуйте нас, Ваших читателей, и впредь.Ждём дальнейших работ.

    1
    1. Спасибо большое, Оля, за твоё внимание к моему труду.
      Работу по Оке я завершила. Возможно, ещё, даст Бог, и какие-то новые темы лягут мне на душу, постараюсь поделиться с теми, кому будет интересно выражение меня волнующего.

      1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Не красна книга письмомъ, красна умомъ.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля


Яндекс.Метрика