Часть четырнадцатая
11. Кашира. Московская обл.
Кашира. Московская область
1. Автомобильный мост через Оку на трассе М4 в сторону Москвы (фото из интерн.)
2. Вид на Каширу с Оки (фото из интерн.)
3. Спуск к Оке (фото из интерн.)
4. Мы в Кашире у воды ( наше фото 12 мая 2023г.)
Песня о Кашире
Небогатою палитрой
Разукрашен бугорок —
Это древняя Кашира,
Среднерусский городок.
Круто на берег взобрался
Над петляющей Окой,
На холсте лесов вписался
Белокаменной строкой.
Весь он старенький и ветхий
В тайной прелести своей,
Он застрял в минувшем веке
Изобилием церквей.
В них давно уж не молились
И не ставили свечей.
Купола заполонила
Суета мирских грачей.
А вдали, у черной пашни,
Где Ока качнулась вширь,
Прямо в небо метит башни
Позабытый монастырь.
В темных трещинах ромашка
Неожиданно растёт,
Словно личико монашки
Белизною вдруг блеснёт.
Очень грустные гудочки
Пароходов над рекой,
Город белый, как дедочек
С непокрытой головой.
Он стоит, как бы прощаясь,
Чуя древности конец,
Так богатство провожает
Промотавшийся купец.
Почему-то нас волнует
Золотая старина,
Очень много повествует
Кружка старого вина.
До свидания, Кашира,
Колоритный бугорок,
Доживай спокойно в мире
Незагаданный свой срок.
2010г. Хайдар Бедретдинов.
1.
Город Кашира входит в состав Московской области. Это один из старейших городов. Расположен он на 93 км к югу от Москвы. На высоком правобережье реки Ока имеет пристань. Есть у города и Железнодорожная станция на Павелецком направлении Московской ж.д. Население на 2023 год составляет 45231 чел.
О названии и гербе города.
Есть некоторые предположения ученых о происхождении названия города Кашира, к примеру:
— по мнению русского и немецкого лингвиста и слависта Макса Фасмера от тульск. диалект. слова кошира (овечий хвост). (Сравним с названием помещения для овец кошара).
— по мнению советского и российского лингвиста и филолога Владимира Николаевича Топорова своим названием Кашира восходит к речке Каширке, около впадения которой в Оку на левом берегу изначально располагался город. Название речки имеет параллель в балт. гидронимии.
— ещё одну версию происхождения названия города предлагает Эдуард Макарович Мурзаев: в летописях 14 века Кашира упоминается как Кошира. Топоним этот связывают либо с тюрк. “кош” (шалаш, стоянка, молочная ферма, стан), либо с “кешир” (переправа через реку), поскольку именно здесь была удобная и охраняемая переправа через реку Оку.
А в шутку Ка-ширу называю городом, где Ока — широка.
1778
Герб Каширы — это в полном смысле — щит.
Что мы видим на переднем плане?
Щит разделён на две части. В верхней части на лазоревом поле – золотой крест.
В нижней части в серебряном поле – чёрный с червлёными (красными) крыльями и увенчанный златым венцом Зилант (змея), который представляет герб Казанский. Этот “град при Великом Князе Василии Ивановиче был дан в удел Абдыл Летифу, снизверженному царю Казанскому”. Золотой крест показывает, что град и ранее “не выходил из под Российской державы”.
Краткая историческая справка города Каширы
Кашира впервые упоминается в 1356 (в духовной грамоте московского князя Ивана II
Красного) как село.
В 1480 году Кашира уже стала городом.
В 1517 году на город был совершён первый набег крымских татар, после чего до конца столетия Кашира пережила более 20 набегов.
В 1531 году в Кашире построена крепость: земляной вал с деревянными укреплениями. Наиболее разрушительный набег крымских татар произошёл в 1571 году.
В 1619 Кашира отстроена вновь — уже на правом берегу Оки, где к 1629 возведён земляной вал с деревянной крепостью, служившей одним из опорных пунктов Большой Засечной черты. Во второй половине XVII века оборонная роль Каширы уступает место торговой.
В 1708–1777 входила в состав Московской губернии, в 1777 – 1796 гг. сначала была уездным городом Тульского наместничества, а затем– Тульской Губернии.
В первой половине XIX века Кашира являлась важным торговым центром. В городе строятся церкви и жилые дома в стиле классицизм. Жители занимаются садоводством и огородничеством, а также мелкокустарным производством.
В 1919–1922 годах в 5 км от города в посёлке Терново (переименованном впоследствии в г. Новокаширск) построена Каширская ГРЭС.
В мае 1923 Кашира передана в Московскую губернию.
В 1929 стала районом Московской области..
Во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года после обхода немецкими войсками Тулы Кашира оказалась в зоне военных действий. В начале декабря 1941 года в результате Тульской наступательной операции немецкие войска были отброшены от Каширы.
В 1963 году в состав Каширы вошёл город Новокаширск.
30 апреля 2015 года постановлением Московской областной Думы городу присвоено почётное звание “Населённый пункт воинской доблести”. В этот же год в состав Каширы включен и город Ожерелье.
Город Кашира — промышленно-развитый центр Московской области, отметим лишь отдельные отрасли:
— судостроительный, металлоконструкций (оборудование для электростанций), сельскохозяйственных машин, “Центролит” (алюминиевое и чугунное литьё, механообработка), гидромеханический и пр. заводы;
— комбинат картонно-бумажных изделий;
— производство кирпича, гофротары…
— главным предприятием города, конечно же, является Каширская ГРЭС.
2.
Мечты сбываются.
1. Плакат: Наука и техника – Каталог статей – Блог Ильи Винштейна (фото из интерн.)
2. Лампочка Ильича. Сысоев Николай Александрович (1918-2001) (фото из интерн.)
3. Ткачев Алексей Петрович (род. в 1925), Ткачев Сергей Петрович (род. в 1922) Свет. Лампочка Ильича. 1972. Холст, масло. 175 х 229. Калужский музей изобразительных искусств, Инв. Ж-748. (фото из интерн.).
4. Каширская ГРЭС сегодня (наше фото 12 мая 2023г.)
Кашира считается родиной электричества для советского народа, который, в большинстве своём о нём и не знал.
Каширская ГРЭС была построена по плану ГОЭЛРО под личным контролем Владимира Ильича в 1919–1922 годах. Введена в эксплуатацию 4.06.1922 года и стала одной из первых советских районных ТЭС.
А как же её ждали!
“Лампочка Ильича”
С. Кузьмин.
Когда я был таким, как вы сейчас, я даже не знал, что такое электричество. Вечерами мы жгли лучину и мечтали о свете. А дедушка мой любил пофантазировать.
«Хорошо бы,— мечтал он,— поймать жар-птицу, да не одну, а с десяток! Осветили бы они всю деревню и забыли бы мы о лучине…». Однажды пришел к нам дядя Вася и такое сказал, что мы рты поразевали. Будто бы скоро придет в село огонь по проводам и в каждой избе лампочка загорится. Сама вроде маленькой бутылочки, а светит как тысяча лучин. Не поверил дедушка дяде Васе и пошел в город узнать правду. А когда вернулся, только и говорил о волшебных лампочках. Он даже купил одну и подвесил ее на веревочке. Но лампочка не загорелась. Рассердился дедушка: «Обманули старого. Негорящую подсунули».
Узнал о негорящей лампочке дядя Вася и рассмеялся. «Чтобы лампочка горела,— объяснил он,— нужно столбы поставить и на них провода от электростанции протянуть». Мы с дедушкой сразу же около нашей избы столб вкопали и стали ждать, когда на нем провода натянут.
Скоро привел к нам дядя Вася незнакомого мужчину и говорит: «Вот познакомьтесь, это монтер Петр Петрович». Мы познакомились, а Петр Петрович прикрутил к сапогам железные когти, залез на наш столб и привязал к нему нашу избу. Только не веревками, конечно, а блестящими проводами.
«А ну, дед,— сказал дядя Вася,—-давай твою лампочку. Может, она теперь загорится». Взял монтер нашу лампочку, прикрутил ее к какому-то блюдечку, а дедушка сам щелкнул выключателем. И из нее такой огонь полился, что бабушка даже закричала: «Караул! Горим!».
Потом мы до самого утра сидели и все никак не могли налюбоваться на нашу электрическую жар-птицу—«лампочку Ильича», как мы ее тогда называли. Потому что это по наказу Владимира Ильича Ленина стали строить у нас в стране электростанции. А дедушка мой с тех пор днем старался выспаться. Уж очень ему понравилось при электрическом свете газеты читать.
3.
История женского Никитского монастыря в Кашире
«Всё возвраща́ется на кру́ги своя́» (Из Ветхого Завета {Книга Екклесиаста, глава 1, стих 6})
Монастыри России
Монастыри России,
Вы духа светлого нетленные ларцы.
Вас основали пращуры-отцы святые.
Монастыри – аскеты.
В вериги плоть свою сковав
И жизни праздный тлен поправ, свечой согреты.
Монастыри – изгои.
Вас с корнем драли из земли,
Но, лишь, блаженные могли снести такое…
Монастыри – «голгофа».
Вас красный бешеный террор
Расстреливал, смеясь, в упор за веру в Бога.
Монастыри – прозренье.
Россия с вами навсегда,
Ведь с верой не страшна беда –
с ней путь к спасенью.
Люда Павлова
Ссылка – Стихи про МОНАСТЫРЬ
Женский Никитский монастырь (наше фото 11 мая 2023г.)
С конца XVII в. на окраине Каширы находилась деревянная кладбищенская церковь во имя святого великомученика Никиты.
В 1815 г. небогатый местный купец Федор Иеремиевич Руднев решил построить каменную
церковь, при которой поселились несколько бедных старушек.
В эту богадельню в 1843 г. прибыла монахиня Фомаида – инокиня знаменитой Горицкой обители, направленная в Тулу Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), а затем в Каширу — епископом Тульским Дамаскином.
Вскоре тульский архиерей благословил мать Фомаиду на открытие женской общины в Кашире.
Монахиня Фомаида ввела в общине строгий устав монашеской жизни. Число женщин год от года увеличивалось.
Община жила в тяжелых материальных условиях, но в истинном духовном подвижничестве, и Бог не оставлял сестер: на обитель жертвовали представители царской семьи, а духовниками общины были иноки Оптиной пустыни и Белопесоцкого монастыря.
В 1862 г. настоятельницей Никитской общины стала монахиня Белевского монастыря Макария (Сомова), которая была духовной дочерью оптинского старца Макария (Иванова).
Число сестер постоянно увеличивалось, вокруг Никитской церкви было построено семь каменных и четыре деревянных корпуса, возведена каменная ограда.
8 июля 1884 г. Никитская Каширская община преобразовалась в монастырь, а настоятельница возведена в сан игумении. В обители установлено неусыпное чтение Псалтири, ежедневное полное богослужение, введен общежительный устав.
При следующей настоятельнице игумении Тихоне (Ладыженской) в 1889 г. было начато строительство Преображенского собора по проекту архитектора В. О. Грудзина.
На другом берегу Оки (ныне – Ступинском районе) монастырем был куплен участок леса для заготовки дров. Этот участок располагался на месте древнего монастыря Соколова Пустынь, упраздненного в XVII веке.
После выпиливания леса, на освободившейся площади была построена школа для детей из трех окрестных деревень. Затем возвели церковь во имя Иоанна Предтечи и ряд других хозяйственных построек. Так постепенно вырос Иоанно-Предтеченский скит, в котором постоянно жили 30 сестер.
Как и все русские монастыри, молодая Каширская обитель несла и гражданское служение: содержала больницу, богадельню, двухклассную церковно-приходскую школу, где учились 120 девочек. Кроме того, монастырь сотрудничал с Красным Крестом и Православным миссионерским братством. Посильную помощь от небогатой обители получали русские воины, раненные в войне с Турцией в 1877 – 78 гг. В деле помощи раненым обитель сотрудничала с великой княгиней Елизаветой Федоровной. В стенах обители находили приют и пищу нищие и калеки (ежедневно кормили до 30 человек)
В 1912 г. обитель отмечала свой 50-летний юбилей (с момента учреждения общины).
После 1917 г. игуменья Серафима пыталась сохранить обитель от разорения, преобразовав ее в трудовую артель. Но, несмотря на это, в 1924 г монастырь был разорен.
Часть сестер увели в Каширскую тюрьму, а большинство сослали в Казахстан. Небольшое число монахинь осталось в Кашире при храме Флора и Лавра, а также живя в домах и корпусах, ранее принадлежавших обители.
Известна одна из подвижниц обители – схимонахиня Ольга (Ложкина). Поступив в монастырь перед самым его закрытием, она сильно пострадала в момент разрушения монастыря. Переехав в Москву, она дожила до глубокой старости, пережив Великую Отечественную войну и неся всю жизнь тяжелый подвиг юродства. Схимонахиня Ольга была почитаема жителями столицы как праведница и прозорливица. До сих пор ее могила на Калитниковском кладбище в Москве привлекает паломников.
После Великой Отечественной войны на большей части территории обители расположился Ногинский филиал чулочно-носочной фабрики «АЖУР».
Никитский храм был сильно разрушен и перестроен: до фундамента снесена колокольня, поломана ротонда с куполом. Для нужд фабрики весь храм был обстроен хозяйственными и складскими помещениями. Сильно перестроен и внутренний облик церкви.
Территория была обнесена забором с колючей проволокой и застроена гаражами и мастерскими.
Руины Преображенского собора почти столетие простояли, чернея на высоком берегу Оки. В разные годы там пытались организовать склад для хранения зерна, затем молокозавод, который расположился в подвальной части храма.
В 90-е годы Преображенский собор был передан Церкви.
Трудами настоятеля священника Валерия Сосковца была проведена огромная работа по реставрации наружного облика храма: восстановлены главки с куполами; изготовлен центральный купол; заново построена кровля и закомары, разрушенные в советские годы; на стенах восстановлен декор и штукатурное покрытие.
После банкротства чулочной фабрики в 2008 г, Никитский храм пытались продать с аукциона как производственное помещение. Усилиями протоиерея Виталия Коценко и жителей города храм был возвращен Церкви. Было привлечено внимание общественности, поданы иски в суд (за все время борьбы за здание Никитского храма прошло более 28 судебных процессов), организовывались крестные ходы и митинги.
После передачи Никитской церкви Московской епархии, в храме постепенно стала налаживаться приходская жизнь: регулярно совершались богослужения, силами прихожан производился постепенный ремонт отдельных помещений.
Долгое время службы совершались в трапезной части храма, с печным отоплением и аварийными конструкциями.
С 2016 года в храмах монастырского комплекса Благотворительным Фондом Московской епархии по восстановлению порушенных святынь начались масштабные реставрационные работы.
Фонд был создан в феврале 2015 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, соучредителем Фонда стал губернатор Московской области А.Ю. Воробьев.
Цель работы фонда – восстановление всех порушенных святынь Подмосковья, которых на тот момент насчитывалось более 250-ти.
В июле 2015 года Благотворительный Фонд взял в работу Никитский храм. Была разработана и согласована в Госоргане проектно-сметная документация. Проведены необходимые архитектурно-исследовательские работы.
В 2016 году начался первый этап реставрации – снос советских пристроек, которые, находясь в аварийном состоянии, разрушали и здание храма.
После этого было принято решение о воссоздании ротонды и трапезной части Никитского храма.
Главой городского округа Химки Волошиным Д. В. финансировалась часть реставрационных работ в Никитском храме.
В сентябре 2017 года Никитский храм посетил митрополит Ювеналий, который принял решение о воссоздании колокольни храма, полностью разрушенной в советские годы.
В это же время губернатор Московской области А.Ю. Воробьев принимает решение о благоустройстве территории монастырского комплекса площадью около 1 Га.
Силами администрации г.о. Кашира осенью 2017 года был произведен вывоз более 4 000 куб.м. насыпного строительного мусора, из-за которого здания храмов были погружены в землю на глубину до полутора метров в разных местах, была произведена вырубка леса, которым зарос склон под храмами.
Внутреннее убранство храмов осуществлялось попечением главы Одинцовского Муниципального района Иванова А.Р.
К июню 2018 года работы были практически завершены.
Главный колокол для звонницы пожертвовал А.Ю. Воробьев. Остальные колокола были приобретены на средства Председателя Управляющего совета Фонда – протоиерея Михаила Егорова, члена экспертного совета Фонда – О.К. Лехова, каширского предпринимателя Р.П. Волкова, директора реставрационной компании «СК- Реставратор» В.В. Сёмина.
Помощь в работах по восстановлению храмов оказало каширское благочиние, каширские предприниматели и прихожане храма.
22 июля 2018 года случилось историческое событие. Впервые за всю историю г. Каширу посетил Предстоятель Русской Православной Церкви. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Преображенском соборе в сослужении подмосковного духовенства при большом стечении богомольцев.
Никитский женский монастырь.
Страница монастыря
“Русская Православная Церковь,
Монастырское благочиние”.
4.
Неожиданное открытие.
В Каширском краеведческом музее мы узнали, что знаменитый художник Евгений Николаевич Максимов, знакомый нам по выполненным им работам в некоторых исторических местах России, родом из Каширы.
Оказывается, это – признанный художник во всём мире.
Мы же видели его работы в известных местах:
— В Храме Христа Спасителя в Москве;
— В Храме Христа Спасителя в Калининграде;
— В Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская область);
— Роспись плафона нового корпуса Большого театра (совместно с З.К. Церетели).
1. Каширский краеведческий музей. Находится он в старой Кашире в красивейшем архитектурном памятнике начала XX в., расположенном в центре бывшей Соборной площади рядом с памятником архитектуры XIX в. Успенским собором (1842 г.).
2. С 2008 г. Е.Н. Максимов ежегодно проводит мастер-классы и лекции в Каширском
краеведческом музее по темам, посвященным изобразительному искусству России.
Евгений Николаевич Максимов – широко известный и признанный художник во всем мире. Его мозаики, фрески, рельефы, панно, росписи для храмовой архитектуры и общественных зданий отличаются большим мастерством, строгостью и безошибочным вкусом.
Родился наш художник в 1948 году 9 августа в городе Кашире. После пятого класса поступил в среднюю школу при Академии художеств в Москве. В 1973 году окончил Мастерскую монументального искусства Московского художественного института имени В.И. Сурикова по специальности художник-живописец.
В 1982 году — очную ассисентуру-стажировку у руководителя К.А. Тутеволь.
Во время учёбы Максимов начал выставлять свои работы на московских, областных и республиканских художественных выставках.
Евгений Николаевич Максимов создал целое направление в современном монументальном искусстве. Подготовил более 100 художников-монументалистов для нашей страны и стран ближнего и дальнего зарубежья. Удостоен орденов Святого Сергия Радонежского, Святого Андрея Рублёва, Премии города Москвы, Золотой медали Российской академии художеств, а также первых премий российских и международных конкурсов, имеет звания «Заслуженный деятель искусств России» и «Народный художник России»; академик живописи, вице-президент Российской Академии художеств.
В журнале “Благоукраситель”, “Иконописец” №65 от 21 января 2019 года читаем:
– Евгений Николаевич, как Вы пришли к церковному искусству?
– В 1973 году я окончил Суриковский институт, в котором и работаю почти всю жизнь. Конечно, в то время специально церковному искусству нас никто не учил. Но нас обучали профессии художника-монументалиста, в которую входили традиционные виды искусства: сграффито, фреска, роспись, мозаика, витраж. Мы много копировали: итальянцев, русскую, византийскую церковную классику. С 1980 года я стал преподавать. У нас было много студентов киприотов, в основном они были православными людьми. Когда возникла необходимость расписать храм под Никозией в стиле комниновского времени (Период второй половины -XII в. обычно называется “комниновским” по имени основной правящей династии)., мастеров искали по всей Европе. Фреской по сырой штукатурке мало кто занимался. У нас же это входило в программу обучения. Один из студентов предложил мне принять участие в конкурсе, и меня пригласили. Четыре года я расписывал храм вмч. Георгия на Кипре и изучал византийское искусство комниновского времени. А в 1996 году меня пригласили расписывать храмы Оптиной пустыни. Писали мы в русской традиции, опираясь главным образом на Ферапонтово, на Дионисия, но использовали и византийский опыт. Мы проработали до 1998 года, когда меня пригласили на Храм Христа Спасителя. В то время я уже руководил мастерской монументальной живописи в Суриковском институте. Я привлек к работе в Храме Христа Спасителя выпускников, и они прошли там хорошую школу. Многие из них стали известными иконописцами, например Игорь и Наталья Самолыго, Лариса Гачева, Светлана Васютина, Ирина Дворникова и Юлия Смирнова. Подготовка к росписи длилась два года. Мы прошли тот же путь, что и Крамской со товарищи, расписывавшие храм в середине XIX века.
Роспись Преображенской церкви Храма Христа Спасителя (нижний храм),
Москва, 2009-2010 гг. Автор и руководитель проекта Евгений Николаевич Максимов.
Вместо эпилога
Зодчий
Я свой храм возводил
так, как виделось мне.
Был в порыве творца
безотчётно свободен.
Ясен замысел мой
и по силам вполне.
Мир не знал до сих пор
ничего в этом роде.
Сам я глину месил,
формовал кирпичи,
обжигал их в печи,
и выкладывал стены,
золотил купола,
и при свете свечи
своды все расписал
я в библейские сцены.
Получился мой храм
и красив и высок.
Я был горд, что труды
положил не напрасно,
но явился с небес,
с недоступных высот
вечный ангел – рассвет,
ослепив взором ясным.
Храм водой окропил,
и молитву вознёс,
и зажёг пред святыми
иконами свечи…
Свет прошёл сквозь меня
и обиду принёс,
что в торжественный час
я никем не замечен.
Всё, что должно, свершил
нимбоносный гонец,
и, заметив во мне
чёрный след своеверья,
он сказал:
– Храм не твой.
Есть один лишь Творец!
Ну а ты обречён
быть в Его подмастерьях.
Ангел ввысь воспарил.
Я стоял в тишине,
сердце билось в ответ
просветлённым признаньем.
Я склонился пред храмом,
и виделось мне:
не земным он объят,
а небесным сияньем.
автор: Сергей Панфёров
ссылка – ЗОДЧИЙ – стихи про профессию
Чудесное повествование о русской старине, о маленьком городе с большой историей. В каждой строчке автора любовь к этой святой земле,любование природными красотами и творениями рук человеческих. А нам – напоминание о людях,трудом и талантом которых все это создавалась. Спасибо автору за прекрасные очерки о заповедных местах нашей необъятной страны. Просвещайте и радуйте нас, Ваших читателей, и впредь.Ждём дальнейших работ.
Спасибо большое, Оля, за твоё внимание к моему труду.
Работу по Оке я завершила. Возможно, ещё, даст Бог, и какие-то новые темы лягут мне на душу, постараюсь поделиться с теми, кому будет интересно выражение меня волнующего.