Весенние православные праздники, народные приметы, обряды и обычаи

Loading

О весне наро­дом сложены и погудки, и присловья, и песни. Но всего достовернее ее отображают приметы, вобравшие в себя погодные и хозяйственные наблюдения земледельца. Ка­кой установится она, нынешняя весна? Это интересова­ло крестьянина в прошлом так же пристально, как и теперь. Ведь весна в значительной степени урожай стро­ит. От ее начала и развития зависят все главнейшие полевые работы.

Как же наши деды характеризовали весну? Какие ее признаки они рассматривали определяющими? На это отвечают приметы: Рано затает – долго не растает. Ранняя весна ничего не стоит. Обнадейчива весна, да обманчива. Ранний прилет журавлей – ранняя весна. Если дикие утки прилетели жирные – весна будет голодная, долгая. Ранний излет пчел – к красной весне. Первый гром при северном ветре – холодная весна, восточном – сухая и теплая; при западном – мокрая; при южном – теплая».

Многие приметы научно не обоснованны, но вызывают интерес: «Из березы течет много сока – к дождливому лету. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед – мокрое. Поздний расцвет рябины. – к долгой осени. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холод­ному лету. Снег по весне тает на полночь (с северной стороны) от муравьиных куч – лето будет теплое и долгое, а ко­ли на полдень (с южной стороны) – холодное и ко­роткое» и многие другие.

Март – протальник. Первый месяц весны ещё обманчив. Не зря, знать, и пословица толкует: «Февраль воду подпустит, март подберет. Март зиму ломает, новому сезо­ну дорожку торит».

О марте народная молва говорила так: «Март-позимье сшибает рог зиме. Раненько март веснянку затягивает – ненадежное тепло. С марта пролетье, весна начинается (пролетье — теплый сезон). Февраль силен метелью, а март – капелью. Февраль зиму выдувает, а март ломает».

Месяц – зимобор открывает теплое время года, начинается подготовка к горячим полевым работам, прибавляются хлопоты в хозяйстве по прокорму скота и починке инвентаря.

Свое имя март получил от римлян, назвавших его в честь Марса – бога войны. Древнерусское название марта – сухий (по одной гипотезе – месяц с малым количеством осадков, по другой – сохнущий срублен­ный лес). При подсечной системе земледелия на Руси поля отвоевывали у леса: поваленные в феврале де­ревья после подсушки сжигали и на гарях – палах (вот откуда и произошло слово «поле»).

По народному численнику 6 марта – Тимофей-весновей, 12-го – Прокоп перезимний дорогу рушит, 13-го – Ва­силий-капельник – с крыш каплет.

   14-го – Евдокия (или Евдокея) – плющиха. Вокруг этого дня бытовало много примет и присло­вий: «Пришли Евдокея – мужику затеи: соху точить, бо­рону чинить», «Авдотья – весновка весну сряжает», «Евдокия – замочи подол, под порогом мокро», «Евдокия красна, и весна красна», «С Евдокии – плющихи первые оттепели».

Авдотьин день слыл летоуказателем: «Какова Евдокея, таково и лето», «На Евдокею погоже – все лето пригоже», «Отколе ветер с Евдокеи, оттуда и во все лето», «Смотри лето по Евдокеи: на Евдокею снег с дождем и теплый ветер – к мокрому лету, а мороз и северный ветер – к лету холодному».

За Евдокией следовал Федот: «На Федота занос – долго травы не будет». А через день – Герасим – грачевник. «Грач на горе – весна на дворе».

18 марта – Конон-огородник. Искусники гряд пере­бивают парниковый грунт, меняют гнилые парубни, замачивают семена для высева.

22 марта – Сороки – день равен ночи. На Сороки молодёжь водила хороводы, распевала «сбор­ные» песни. Их назначение – приглашать в хоровод. Ведь посиделки кончились на Масленицу, и теперь хо­роводные игры способствуют и веселью и встречам.

   Апрель – снегогон. В начале апреля на Руси бытовали поверья: «Где в апреле река, там в июле лужица», «Февраль богат снегом, апрель — водой», «Апрельские ручьи землю будят». В это время старики предупреждали: «Апрель обманет, под май подведет», «Не ломай печи – еще апрель на дворе», «Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит; а мужик глядит: что-то будет?»

Древнерусское название апреля – березозол – означало: зол для берез. Встарь в эту пору, заготавли­вая соковицу — сладкий березовый сок. Кое-где апрель слыл за «цветень» – по времени распускания первых цветиков. Но чаще этот месяц называли снегогон.

Открывают народный календарь – численник апреля Дарьи – грязные «пролубницы» или «обгадь проруби». С это­го дня белили холсты: вытканное суровое полотно стелили на снег. От промораживания и снеговой влаги оно умягчалось, становилось носким и белее цветом.

   4 апреля – Василий-солнечник, Василий-парник, Василий – капельник – с крыш каплет.

   7 апреля – Благовещенье. «На Благовещенье – весна зиму поборо­ла», «Коли на Благовещенье снег на крышах лежит, так лежать ему до Егорья (6 мая) в поле», «Покров (14 октября) не лето, Благовещенье – не зима», «На Благовещенье гроза – к теплому лету».

9 апреля – день Матрены-настовицы. Срок прилета настовиц – чибисов. «Чибис прилетел, на хвосте воду принес». В этот день говорили, что «щука хвостом лед разби­вает».

Слыла Матрена также «полурепницей». Огородникам пришло время отбирать половину репы на семена. В старое время репа (после капусты) была одним из основных продуктов питания русского крестьянина. Карто­фель на Руси стал известен лишь с конца XVIII века, поэтому забота о семенах репы – это забота о сытости.

 14 апреля –  «Марья – зажги снега, заиграй ов­ражки».

Марья половодье начинает. Через четыре дня – Федул. «Пришел Федул, тепляк подул», «До Федула дует сиверок, с Федула – теплынью тянет», «На Федула растворяй оконницу» – гласили народные мудрости.

 21 апреля – «Родивон – ледолом, ревучие воды». Пер­вый выезд в поле: «На Родивона уставь соху, паши под овес». Мешкать некогда: «Весной час упустишь, годом не наверстаешь».

23 апреля: «На Руфа дорога рушится». А следую­щий день – Антипа-половода. Этому дню посвящены приметы: «Коли на Антипу воды не вскрылись, то лето плохим простоит», «Половодье Антипа в овражке топит». А еще день спустя – Василий Парийский. На Василия Парийского весна землю парит. В это время мужики любили говорить: «Антип воду льет на поймы, Василий земле пару под­дает.

Запарил землю Василий – выверни оглобли, закинь сани на поветь». Пора пахать!

Пришёл долгожданный май – травень. Май – торжество весны зеленой. Примечали старые люди: «Соловей запевает, когда может напиться росы с бере­зового листа», «Зяблик рюмит – дождь будет», «Май – коню сена дай, а сам на печь полезай».

Приходит первое тепло. Непродолжительный же возврат холодов обычно приходится на срок цветения черемухи, за что эти холодные дни и называют «черемухиными».

Подходит первый майский народный день: 6 мая – Егорий – тёплый. «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Егорий храбрый зиме ворог лютый», «Егорий землю отмыкает», «Егорий на порог весну приволок», «Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кон­чает» –  глосят народные поверья об этом дне.

8 мая – Марков день.  «На Марка небо ярко, бабам в избе жарко». 13 мая – Яков день. «Теплый вечер и звездная, тихая ночь на Якова – к ведренному, сухому лету». На другой день – Еремей-запрягальник, яремник. «На Еремея погоже – уборка хороша», «На Еремея непогода – всю зиму промаешься», «Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея» – поучительно звучат народные приметы.

 18 мая – Арина-рассадница. Капусту рассаживают на гряды. 19 мая – Иов – горошник, огуречник, россенник. «Иов – россенник росы распутал». В мелкие бороздки сеют обросшие семена огурцов, поливают посев прудо­вой или стоялой колодезной водой.

А вот и 22-е мая – Николыцина. Важнейшая аг­рарная дата для дореволюционной Руси. «Овес и пшеницу сей: ранние – с Николина дня, позд­ние – с Пахомиева». Через день после Николы – Мокей. Этому дню тоже отводились свои приметы: «В день Мокея мокро – все лето таково», «Коли на Мокея туманно и багряный восход солнца, а днем дождь – к мокрому, грозному лету».

26 мая – Лукерья-комарница: появляются комары». За Сидором (17 мая) – Пахом. «Пришел Пахом – запахло теплом», «На Пахома тепло – все лето теплое», – поговаривали на Руси об этом дне. Приближается лето…

   Вознесение Господне Православная Церковь празднует в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Воскресения Иисуса Христа (Пасхи). Так как день Пасхи ежегодно меняется, то и дата, т.е. число и месяц, праздника Вознесения ежегодно разные. Это один из больших (двунадесятых) праздников. На 40-й день после воскресения Иисус Христос вывел учени­ков из Иерусалима на гору Елеонскую. Подняв руки, благословил их, а затем стал отделяться от земли и в их глазах подниматься в небо. Иисус Хри­стос «вознесся в небо», окончательно завершив свое служение Спа­сителя – Мессии на земле.

По традиции на Вознесение пекут пироги с зеленым луком и непременно символические лесенки (удлиненной формы хлеб, булки, пироги, кулебяки с украшениями из теста в виде надре­зов, поперечинок, перекладинок, как бы лестничных ступенек). Они так и назывались – лесенками, лествицами, лестничками. Во многих местах эти лестнички делались с семью перекладинками, что знаменовало семь небес. Их пекли для того, чтобы Христу было легче подниматься в небо. В день Вознесения красят яйца, как и на Пасху.

По народной традиции в праздник Вознесения ходили в поле, в рожь (или лен) с лесенками есть яичницу. Бросали вверх лесен­ки, ложки и крашенные яйца, чтобы новый урожай тянулся ввысь.

   Дик Н. Культура и традиции мировых религий: учеб. пособие. – Ростов н/Д. «БАРО-ПРЕСС», 2006 – 320 с.

1
https://svetetikhiy.pravlitlug.ru/publitsistika/vesennie-pravoslavnye-prazdniki-narodnye-primety-obryady-i-obychai/niklos/

Автор: Николай Дик

Николай Дик - публицист, прозаик и поэт; Отличник народного просвещения: член Союза писателей России и Межрегионального союза писателей, г. Азов Ростовской области, Россия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Не красна книга письмомъ, красна умомъ.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля