Испытание блокады

Loading

В блокадном Ленинграде, с 1941 по 1944 годы, действовало около тридцати храмов и церквей. Среди них были Собор Святого Исаака, Казанский собор, Спас на Крови, Троицкий собор и Собор Святой Екатерины. Эти храмы служили местом молитвы и духовной поддержки для жителей осажденного города.

Собор Святого Исаака, один из самых известных храмов Ленинграда, несмотря на разрушения, продолжал функционировать, предоставляя верующим возможность для молитвы и духовной поддержки. Казанский собор также оставался открытым и проводил богослужения. Спас на Крови, храм, построенный в память об Александре II, продолжал свою деятельность, хотя и в ограниченном объеме. Троицкий собор и Собор Святой Екатерины также служили местом для молитв и встреч верующих.

Лев Гумилёв, известный российский историк и этнограф, отмечал важность духовной устойчивости и культурной идентичности народа в условиях войны и страданий. Он подчёркивал значительную роль храмов и церковных служб в поддержании морального духа людей, давая им возможность собираться, молиться и находить утешение в вере.

В Ленинграде служило не более 25 штатных православных священнослужителей, а также около 30 приписных, заштатных и тайных (катакомбных) священников.

На богослужения в храмы, покрытые льдом и с окнами, заложенными мешками и забитыми фанерой (стёкла вылетали от вражеской канонады), приходило множество людей. Все священнослужители в блокадном Ленинграде получали паёк по самой маленькой карточке — иждивенческой, и многие из них умерли от голода, особенно в первую блокадную зиму.

В сообщении старшему инспектору сектора адмнадзора Ленсовета А. Татаринцевой от 26 февраля 1942 г. говорилось: «Князь-Владимирский собор сообщает о получении 23 февраля с.г. по разверстке Ленгоротдела вина и муки для культовых надобностей и приносит Вам глубокую благодарность за оказанное Вами содействие в деле получения этих крайне необходимых продуктов».

2 февраля 1945 г. на Поместном Соборе митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Вскоре после интронизации он посетил Ленинград. Свое слово за богослужением в Никольском соборе 1 апреля владыка посвятил блокаде: «Вспоминается мне, как под грохот орудий, под страхом смерти вы спешили придти в этот святой храм, чтобы излить перед Господом свои скорбные чувства… Вспоминаю я, как мы совершали богослужения под грохот разрывов, при звоне падающих стекол, и не знали, что с нами будет через несколько минут… И хочется мне сказать: Град возлюбленный! Много горького пришлось пережить тебе, но теперь ты, как Лазарь, восстаешь из гроба и залечиваешь свои раны, а скоро и предстанешь в прежней красоте… Я призываю благословение Божие на град сей, на братий сопастырей моих, о которых сохраняю самые теплые воспоминания. Они разделяли со мной все труды, испытывали много скорбей, еще больше, чем я, и теперь несут тяжелый подвиг… И будем молиться, чтобы Господь простер благословение свое над Русской Церковью и над дорогой Родиной нашей».

[Кто-то сказал], что «не сотрудничать с советской властью было невозможно, потому что она всех уничтожала»? Двадцатый век – не первые века христианства. Это разные эпохи. Земля «намоленная» девятнадцатью столетиями, это не та же земля язычников, на которой несли подвиг верности Христу первые мученики. Церковь не отделяет, не абстрагирует свое служение от человеческого горя и беды – и контекст эпохи не сможет быть угрозой.

В справке, выданной 17 октября 1943 г. архимандриту Владимиру (Кобецу) Василеостровским райжилуправлением говорилось, что он «состоит бойцом группы самозащиты дома, активно участвует во всех мероприятиях обороны Ленинграда, несет дежурства, участвовал в тушении зажигательных бомб». В газетном сообщении о вручении медали «За оборону Ленинграда» протоиерею Михаилу Славнитскому отмечалось, что он состоит в 18 группе самозащиты и несет дежурство по обеспечению общественного порядка в своем доме.

Всего правительственные награды получили 21 ленинградский священнослужитель, в том числе 12 – две медали: «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

«Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг», – митрополит Сергий (Старгородский).

На первой фотографии – блокадное причастие в Николо-Богоявленском морском соборе.

2025

1

Другие записи этого автора:

Автор: Дарья Филипповна Аквитанская

Член Российского военно-исторического общества. Автор Православного литературного объединения «Свете Тихий». Сторонник «Единой России». Номинант в премиях «Писатель года 2024», «Наследие 2025», «Русь моя 2025», «Георгиевская лента 2025». Победитель Всероссийского марафона «Лики Христа в творчестве Достоевского». Благотворитель фонда помощи семьям священников «Свете Тихий». Благотворитель Свято-Софийского социального дома. Благотворитель фондов помощи животным «Белый кролик» и «Щенячий ангел». Благотворитель Центра помощи бездомным «Примирение». Благотворитель творческой мастерской для детей с инвалидностью «Арт-Позитив». Благотворитель фонда Архангела Михаила. Во мне течёт кровь десятка новомучеников и святителя Серафима (Соболева), Софийского Чудотворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Не красна книга письмомъ, красна умомъ.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля


Яндекс.Метрика